Реклама Google — средство выживания форумов :)
Если вдруг прекратятся военные действия, Украина и Россия сядут за стол переговоров и после встречи будет подписан мирный договор на условиях, устраивающих Россию, не обманут ли нас снова? Не являемся ли мы теми, кого постоянно обманывают? И если это так, не является ли это признаком слабоумия?
Никогда прежде со времен Второй мировой у средних держав не было столько пространства для маневра. Эти страны усилили свое влияние в геополитике, но остаются слабее двух мировых сверхдержав — США и Китая. На Глобальном Севере к ним относятся Франция, Германия, Япония, Россия, Южная Корея и другие. Однако за исключением России, эти страны не показательны с точки зрения расклада сил и рычагов воздействия, поскольку в целом по-прежнему находятся в зоне притяжения США.
Куда интереснее в этом отношении шесть ведущих средних держав Глобального Юга: Бразилия, Индия, Индонезия, Саудовская Аравия, Южная Африка и Турция. Эти колеблющиеся государства не находятся ни на чьей орбите и, следовательно, вольны создавать новую силовую динамику. Все они входят в "Двадцатку" и активно занимаются как геополитикой, так и геоэкономикой.Эти шесть стран также могут послужить барометром более обширных геополитических тенденций на Глобальном Юге.
Кроме того, шесть колеблющихся государств сыграли важную роль в санкциях и формировании общественного мнения о конфликте на Украине. С самого начала они отказались от военной помощи Украине и воздержались от западных санкций против России. Они считают, что это европейский, а не всемирный вопрос, и к тому же никак не способствует их национальным интересам в области развития, сокращения долга, продовольственной безопасности, энергетики и так далее.
Но важнейшей ролью этих государств в конфликте стало противодействие западным санкциям против России — а в ряде случаев их откровенный подрыв. Турция оказалась в числе стран, направляющих в Россию наибольшие объемы товаров двойного назначения, тем самым нарушая не только дух, но, возможно, и букву западных санкций. За эту деятельность США уже ввели санкции против четырех турецких компаний. Большинство других средних держав сохраняют строгий нейтралитет, хотя ЮАР склоняется в сторону России. Все шестеро поддерживали или расширяли торговые и иные связи с Россией еще до начала боевых действий.
МВФ прогнозирует, что в этом году российская экономика вырастет на 0,7% — едва ли это тот паралич, на который рассчитывал Запад. Колеблющиеся государства помогли России ослабить удар от санкций и продолжат это делать и впредь. Это одна из причин, почему Кремль решил, что благополучно сведет концы с концами, развернув торговлю на юг и восток.
Наконец, научный и инженерный опыт, накопленный в этих странах, делает их потенциальными очагами ядерного распространения. Следующей в ядерный клуб, если до этого дойдет, наверняка вступит страна Глобального Юга. Хотя в ближайшей перспективе это и маловероятно, особенно после сближения с Саудовской Аравией, опаснейшей угрозой ядерного распространения во всем мире остается Иран. Через считанные технологические шаги он сможет стать скрытой ядерной державой, способной создать бомбу за короткий промежуток времени. В сценарии, когда отношения с Эр-Риядом резко ухудшатся, а Тегеран устремится к бомбе, ее потребуют себе и саудовцы — а, возможно, и турки. Вот почему считается, что среди прочих уступок саудовцы выторговали себе от США ядерные гарантии в обмен на установление дипломатических отношений с Израилем — Эр-Рияду нужно если не само оружие, то хотя бы место под ядерным зонтиком.
Наконец, с укреплением колеблющихся государств в мире прибавилось стран с рычагами геополитического влияния. Показательно, что единственная внятная модель поведения у этих государств — это бескомпромиссная борьба за национальные интересы. Теперь движущих сил по всем геополитическим вопросам стало еще больше. Таким образом, прогнозирование геополитических исходов — и без того трудоемкий процесс — также осложнилось.
"Сейчас становится все более очевидным, что мы действительно находимся в многополярной международной среде, где есть как минимум три сверхдержавы - США, Китай и Россия", - сказал он в четверг, выступая перед выпускниками в Национальном университете обороны.
В этой связи Милли утверждал, что в течение "следующих нескольких десятилетий" мир столкнется с "очень серьезными вызовами и кризисами". Он пояснил, что в противостоянии во время холодной войны участвовали две сверхдержавы, но после развала СССР на 10-15 лет США оставались единственной сверхдержавой в мире. "Три [сверхдержавы] - это намного сложнее, чем две [сверхдержавы]", - указал глава КНШ ВС США.
Андрей Фурсов отметил: "Альтернативного плана на данный момент не прописано, потому что до недавнего времени, до кризиса 2008 года, две державы, которые противостоят Западу, - Россия и Китай - стремились вписаться в этот проект. В 2008 году кризис показал, что ситуация меняется. По сути, западная верхушка начала модифицировать капитализм в нечто другое уже с середины 1970-х годов, но модификации мешало наличие Советского Союза. Советский Союз был альтернативой. Советский Союз разрушили и наступило время, которое я называю временем оргазма богомола. У меня даже книга так называется. Это не эпатажное название. Суть в следующем: во время коитуса самка богомола откусывает богомолу голову, и дальше у них продолжается любовь четыре или шесть часов, но у богомола откушена голова, после этого он умирает. В 1991 году, когда разрушили Советский Союз усилиями изнутри и снаружи, двойным ударом, очень многие в мире полагали, что наступил конец истории, либеральный кайф и все будет теперь хорошо. Я называю время между 1991 годом и 2008 временем оргазма богомола.
Но в 2008 году пришел кризис и западной верхушки. Очень хорошо поняли, что капитализм нужно менять очень быстро, а самое главное - нужно устанавливать жесткий контроль, уже не опосредованный через прозападные элиты, а прямой контроль над зоной дешевой энергии - Россией, и дешевой рабочей силы - Китаем. Но поскольку Китай и Россия все-таки великие державы, и кто бы и там, и там ни был у власти, люди не хотели, чтобы им тоже откусили голову. Поэтому в 2012 году возвращается Путин. Си Цзиньпин двигает свою повестку и начинается это противостояние", - сказал эксперт.
Австралийцы верили, что их воспринимают как носителей прогресса и цивилизации, моральных лидеров региона, создателей развитой и просвещенной страны. Они полагали, будто их страна – земля обетованная, куда мечтают попасть все азиаты. Им казалось, будто страны региона равняются на них, высоко ценят их политические институты, восхищаются образом жизни и т. д. В то же самое время в азиатских странах их считали белыми расистами и потомками каторжников – высокомерными, грубыми, неотесанными, недисциплинированными, склонными к грабежу, обману и лжи. Для ряда процветающих азиатских стран Австралия была довольно-таки скучной периферией, небезопасной, неразвитой в индустриальном отношении и с несмываемыми пятнами в виде работорговли и других колониальных преступлений.
К чему я все это вспомнил? К тому, что по той же дорожке сейчас идет коллективный Запад. Если в 1920 году Запад напрямую управлял половиной земной поверхности и почти половиной населения Земли, то сейчас он контролирует только свои собственные страны. Если сто лет назад жителем Запада был едва ли не каждый третий житель Земли, то сейчас лишь каждый десятый. Доля Запада в мировой экономике, некогда cоставлявшая 56%, упала до одной трети и продолжает снижаться. В последнее время Запад уже начал замечать вокруг себя огромный мир, живущий по своим собственным законам, однако продолжает вести себя в привычной англосаксонской манере: хамит, провоцирует, угрожает, читает нотации и с идиотической наглостью требует покупать свои блестящие безделушки («демократия», «права человека» и т. д.), не замечая, что его шулерские движения вызывают смех у вчерашних доверчивых дикарей.
Чем это все закончится? Великие азиатские лидеры Махатхир и Ли Куан Ю, авторы малайзийского и сингапурского чуда, не бросали слов на ветер. Законы истории неумолимы. Чем больше Запад ведет себя в австралийском стиле и настаивает на своем исключительном праве открывать чужие двери ногой, тем очевиднее его шансы однажды превратиться в «белое отребье» многополярного мира.