Реклама Google — средство выживания форумов :)
Пока мир устремлял взоры на США, видя в них ту силу, которая решала, препятствовать или содействовать переговорам о прекращении конфликта, вдруг появилась непредвиденная альтернатива. Что, если Китай возьмет на себя роль сверхдержавы-посредницы, а Россия с Украиной в обход Америки подпишут соглашение об урегулировании?
24 февраля Китай опубликовал свою "Позицию по политическому урегулированию украинского кризиса". Это пока еще не доработанное окончательно предложение об урегулировании. Скорее, это заявление о позиции Пекина и обещание, что он будет играть в этом вопросе "конструктивную роль".
Выход КНР на дипломатическую сцену — это намек на мощный потенциал многополярности. Не Вашингтон, а Пекин может подняться до уровня посредника в мирном урегулировании, оттеснив США в сторону и приступив к формированию послевоенного мира.
Китай продемонстрировал этот потенциал 10 марта, добившись своим посредничеством заключения важнейшего соглашения между заклятыми врагами — Ираном и Саудовской Аравией. Сделано это было без американского участия.
В опубликованном Пекином документе дается четкое определение многополярности. Настаивая на строгом соблюдении норм международного права, суверенитета и территориальной целостности всех государств, Китай заявляет: "Все страны, большие и маленькие, сильные и слабые, богатые и бедные, являются равноправными членами мирового сообщества". Это отрицание однополярности и, по сути дела, определение многополярного мира.
Второй момент — это "отказ от менталитета холодной войны". Это отражение давнего требования Москвы о создании "эффективной и устойчивой архитектуры европейской безопасности", которая "выходит за рамки блоковой конфронтации". В такой архитектуре трансатлантической безопасности и многополярного мира Россия является равноправным партнером, а не подчиненной нацией.
Роль Пекина в нынешнем конфликте усиливается, и из-за этого может возникнуть ситуация, когда однополярный мир столкнется с проблемами, требуя от Германии и всей Европы встать на сторону США и отказаться от Китая. В ведомом Америкой однополярном мире может возникнуть опасный раскол, который усилит новую многополярную реальность.
Попытка ослабить Россию в ходе военных действий на Украине чревата непредвиденными последствиями. Ослабление Москвы нацелено на то, чтобы не допустить возникновения многополярного мира, однако Пекин в такой ситуации вполне может укрепить и себя, и сам этот новый порядок.
Решение вступить в Шанхайскую организацию сотрудничества Саудовская Аравия приняла на фоне многочисленных дипломатических инициатив по Ближнему Востоку, которые сблизили страны этого региона с Китаем и Россией.
Решение было принято в среду и закреплено в меморандуме, утвержденном саудовским кабинетом министров. Теперь Эр-Рияд становится официальным партнером по диалогу в Шанхайской организации сотрудничества. Этот блок, занимающийся вопросами экономики и безопасности, включает в свой состав в качестве членов Китай, Индию, Иран, Казахстан, Киргизию, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан. К числу партнеров по диалогу относятся Армения, Азербайджан, Камбоджа, Египет, Непал, Катар, Шри-Ланка и Турция. А статус наблюдателей у Афганистана (после прихода к власти талибов* его участие в ШОС под вопросом), Белоруссии и Монголии.
Не хочу проводить никаких параллелей, перестройки-2 не будет, но какие-то новые люди появятся. Не из числа авторов популярных телеграм-каналов или ведущих телевизионных шоу, это не будут нынешние знаменитости. Возьмутся они оттуда же, откуда берутся и всегда, — это некоторая часть правящих элит. Причем, видимо, не либералы из экономического блока, а всё те же силовики, только с более спокойным и трезвым взглядом на вещи. Я не говорю, что это будет завтра-послезавтра, но на каком-то историческом витке обязательно будет. Опять же, суждено ли нам увидеть этот виток — я бы не поставил на это крупную сумму денег, но такую вероятность я вижу.
Кто они, эти новые люди? Ну, вот буквально военные среднего звена, директора среднего размера предприятий, лесопилок каких-нибудь — видимо, так и есть. Помню, еще в первые дни после 24 февраля Владимир Пастухов употребил где-то термин «разочарованный путинец» — как обозначение социальной базы будущей эпохи. Это люди, которые сейчас составляют самую прочную базу нынешней власти и которые в какой-то момент вместе с властью упрутся в стенку и поймут, что мы заехали не туда. Что система дала им обещания, которые не может выполнить. Они будут искать путь, как из этой колеи выехать. Если не в ту сторону, которая им кажется совершенно неприемлемой и противоречащей всей российской традиции, то хотя бы на какую-то параллельную ветку. Это будут во многом нынешние сторонники спецоперации, но не те, которые топят за нее по службе, а те, которые искренне в нее поверили. Если нужен конкретный пример: я вот читаю периодически канал Игоря Димитриева, «Русский ориенталист» — наверное, это примерный обобщенный портрет такого рода людей.
Какими будут их ценности — интуитивно понятно, это традиционная правая повестка, это то, что мы видим сейчас в Польше или в Венгрии. В самой по себе этой повестке никакого запредельного людоедства не содержится, хотя у нас часто одно неразрывно следует за другим. Родина, церковь, традиционная семья, стремление принадлежать к какой-то большой и сильной общности, вера в эту общность, желание чувствовать себя ее частью. Правая идеология в ее самом обобщенном описании.
Вообще это интересный вопрос: это сценарий только для России или не только? И где заканчиваются границы этого сценария? Потому что мы видим, что довольно заметными очагами такой идеологии на карте уже становится вовсе не Россия, а упомянутая выше Венгрия или Польша, правые набирают обороты и в Италии, и во Франции. Где на этой шкале ценностей Китай, опять же, и какое он оказывает влияние на весь этот спектр? Такая мысль давно витает в воздухе — что, может быть, мы находимся на таком цивилизационном повороте, где либеральная демократия как окончательное мироустройство по Фукуяме отхлынула, как волна, и приходит волна правого популизма.
Он там рассуждал про Орбана, но всё это очень легко перевести на более близкие нам реалии. Крастев говорил, что идеал Орбана — это не государство граждан, а государство футбольных фанатов. То есть людей, относящихся к стране как к своей команде, по поводу которой они испытывают очень сильные эмоции и такую иррациональную привязанность. Которой они желают победы просто потому, что она своя, поражение которой они никогда не признают честным, потому что понятно, что это виноват судья, и вообще ему заплатили. Это, скорее, такое аффектированное отношение. Да, и, продолжая мысль Крастева, это же отношение делает в некотором роде невозможной ту самую пресловутую мобилизацию, в каком бы смысле мы ни понимали это слово, потому что это отношение болельщика, а не человека, выходящего играть на поле. Это всё действительно очень легко накладывается на то, что мы видим вокруг себя, и история конструирования этих фанатских чувств — от побед в Еврокубках в середине 2000-х, разнообразных уличных празднеств и телевизионных кампаний по поводу этих побед, работы власти буквально с фанатскими объединениями и так далее — что называется, еще ждет своего вдумчивого исследователя. Но, конечно, концепция особости — причем неважно, русскости, польскости, венгерскости и так далее, — с таким аффектированным отношением очень тесно связана. Мы не европейцы, мы не азиаты, мы совершенно особенные. А почему? Потому что мы такие, потому что у нас вот такой флаг, вот такой герб и такая история. В обозримой перспективе этот подход будет здесь преобладающим.
Попытки США сохранить гегемонию обречены на провал, говорится в статье Global Times.
«
"Нравится это США или нет, но голосов, призывающих к новому миропорядку, становится все больше. Началась дедолларизация. Страны уделяют больше внимания региональному многостороннему сотрудничеству. Значение БРИКС растет, в то время как влияние G7 снижается. Такие механизмы, как Шанхайская организация сотрудничества, становятся все более популярными. Это тенденции, которые США не могут обратить вспять, даже посредством создания врагов, усиления давления или навязывания принуждения другим", — отметил обозреватель.
В статье говорится, что Штаты держат своих союзников в "ежовых рукавицах", пытаются сдерживать Россию и Китай, ведут экономическую конфронтацию, распространяют клевету, а теперь хотят притвориться "нежным великаном", который не хочет, чтобы ему бросали вызов.
"Теперь на это мало кто купится", — резюмировало издание.
На фоне специальной военной операции на Украине США усилили санкционное давление на Россию из-за чего многие страны начали переходить на расчеты в национальных валютах. Предпринимаемые Западом агрессивные действия на международной арене вынудили другие страны противостоять его влиянию, развивая региональное сотрудничество и придерживаясь концепции многополярного мира.
Полный текст статьи читайте на сайте ИноСМИ >>