Реклама Google — средство выживания форумов :)
Словарь Collins выбрал главное слово 2022 года. Оно о том, что происходит вокруг нас
Один из старейших словарей английского языка Collins признал permacrisis ("пермакризис") словом 2022 года.
Это существительное определяется как "длительный период нестабильности и отсутствия безопасности", иными словами - перманентный кризис, что, по мнению составителей издания, является точным описанием последних нескольких лет и текущего года в особенности.
При составлении списка Collins просеивает свою онлайн-базу из 18 млрд слов (включая повторы) по СМИ, соцсетям и любым возможным публикациям.
Из слов, оборотов и словосочетаний в первой десятке шесть - новые, которых ещё не было в печатном издании словаря.
Первая десятка слов 2022 года
1. Permacrisis - "пермакризис". Пандемия коронавируса, ******* **** ***** [СВО], климатические катастрофы, экономические проблемы, политическая нестабильность в мире - всё это включает в себя понятие "пермакризис".
2. Kyiv (Киев) - попал в топ-10, так как украинская столица стала символом...
...
7. Warm bank - "тёплое место" - общественное помещение (например, библиотека), где в зимние месяцы греются люди, которым нечем покрывать резко возросшие счета за отопление.
Все лето политики и бизнесмены пугали европейских обывателей, как они будут мерзнуть зимой. Внесли свою лепту в атмосферу нервозности и страха и метеорологи, предсказывавшие суровую зиму. При низких температурах, сохраняющихся длительное время, утверждали специалисты, не помогут даже заполненные до отказа подземные газовые хранилища (ПГХ).
Однако осенью настроения начали быстро меняться. Осень в целом в этом году выдалась в Европе аномально теплая. Это позволило максимально отодвинуть начало отопительного сезона и сберечь немало газа. Наверное, со страху европейцы несмотря на очень высокие цены сумели наполнить ПГХ почти под завязку, причем, сделали это со значительным опережением графика. Большинству людей свойственна быстрая смена настроений. Вот и в Старом Свете летняя паника быстро сменилась если не эйфорией, то, по крайней мере, благодушным настроением. Европейцы полагали, что те прежние страхи не сбудутся и что начавшуюся, кстати, сегодня, 1 декабря, зиму, удастся пережить без особых потрясений и без веерных отключений света и массового закрытия промышленных предприятий, работающих на газе.
Эксперт Reuters Джон Кемп написал на прошлой неделе, что Европа может выйти из зимы даже с некоторым объемом газа в хранилищах, т.е. нормально пережить зиму, но при определенных условиях.
Однако в Германии нашлись осторожные чиновники, которые призывали не расслабляться. К их мнению и предупреждениям стоит прислушиваться хотя бы потому, что одним из них является Клаус Мюллер, который возглавляет Федеральное сетевое агентство (BNetzA), энергетического регулятора ФРГ. Он предупредил еще в самом начале октября, когда выдались несколько прохладных дней, что избежать чрезвычайной ситуации с газом зимой не удастся без экономии энергии как в частном и коммерческом секторах, так и, естественно, в экономике. Причем, экономии солидной, не менее 20%.
«Ситуация может стать очень серьезной, если мы значительно не сократим потребление газа,- заявил полтора месяца назад Клаус Мюллер. Тогда, кстати, Германия быстро и стабильно закачивала газ в хранилища.
В ноябре, когда ПГХ в ФРГ были наполнены уже на 99,3%, Мюллер заявил агентству Reuters, что подземные газовые хранилища могут очень быстро опустеть, если в стране не месяц и даже не несколько недель, а всего лишь несколько дней продержится очень холодная погода, потому что они приведут к резкому скачку в потреблении газа на отопление.
Джон Кемп считает, что высокие цены на газ не дадут прагматичным европейцам и, особенно, бережливым немцам включать термостаты на полную мощность даже при очень низких температурах за окном. Психологи с ним, однако, не согласны. Они утверждают, что человек не может долго мерзнуть и обязательно будет стремиться к более-менее комфортной температуре дома независимо от цены газа.
С Клаусом Мюллером большинство экспертов согласны, как минимум, в одном: главное условие для того, чтобы нынешняя зима прошла в Старом Свете без эксцессов, это умеренное потребление газа, т.е. экономия энергии. Большинство экспертов также не согласны с Джоном Кемпом, что высокие цены помогут европейцам экономить энергию.
Еще одно необходимое условие, которое, по мнению Кемпа, и в этом с ним все эксперты согласны, это сохраняющиеся поставки российского газа через территорию Украины. Сейчас Европа ежедневно получает из России 40 с небольшим миллионов кубов газа в день, но эти поставки по известным причинам в любой момент могут прекратиться. Это означает, что несмотря на всю свою решимость отказаться от российского газа, европейцы по-прежнему очень сильно от него зависят.
Европа экономит свет и тепло, приглушает печи заводов и крематориев, выключает подсветку улиц и витрин. Все ради того, чтобы выстоять в газовой войне
Справляется ли она?
Треть отопительного сезона позади, и результаты впечатляют. 27 стран Евросоюза с населением 450 млн человек сумели сократить потребление газа на четверть, и теперь европейцы почти уверены, что переживут эту зиму без блэкаутов.
Как им это удалось, чего стоило и надолго ли хватит денег и терпения?
С учетом того, что ЕС покупал 40% всего газа в России, а найти альтернативных поставщиков даже по заоблачным ценам было непросто, перед европейцами замаячил призрак веерных отключений промышленности и массовых волнений замерзающего населения.
Но этого не произошло. По пяти основным причинам.
1) Россия не перекрыла поставки полностью.
2) Газовые хранилища удалось заполнить почти под завязку.
3) Людям и бизнесу помогли субсидиями.
4) Погода в октябре и ноябре выдалась рекордно теплой.
5) Европейцы научились (или были вынуждены) экономить газ.
Из этих причин только последняя - сокращение потребления газа - целиком во власти стран ЕС. Именно на ней европейцы собираются отныне сделать упор
"Сейчас мы обязаны сосредоточиться на подготовке к следующей зиме. Не к этой зиме, а к следующей. Этой зимой мы в безопасности", - сказала на этой неделе глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
"Конечно, мы заплатили за это высокую цену", - добавила она.
Страны ЕС выделили на борьбу с энергетическим кризисом 600 млрд евро, из которых почти половина пришлась на Германию - крупнейшую экономику ЕС и главного импортера российского газа до войны. С учетом планов не входящей в ЕС Великобритании потратить почти 100 млрд на субсидии населению и бизнесу, газовая война Кремля уже обошлась Европе в 700 млрд евро, подсчитал исследовательский центр Bruegel.
На вторую зиму такой щедрости взяться неоткуда, поскольку ... Европа быстрее, чем другие страны, погружается в экономический кризис, едва успев оправиться от ковидного.
Поэтому основная задача европейцев сейчас - экономия.
В первые два месяца отопительного сезона - в октябре и ноябре - потребление газа в ЕС сократилось на 24%, подсчитал исследовательский центр ICIS. Падение спроса в двух промышленных державах ЕС - Германии и Италии - превысило 21%. Распрощавшаяся с Евросоюзом Британия ужалась скромнее - на 19% в ноябре.
Как им это удалось? Добровольно-принудительно.
До 40% спроса на газ в Европе приходится на людей: они топят газом, греют воду и готовят еду. Около 30% потребляет промышленность.
Спрос в промышленности сокращается преимущественно принудительно, население же в основном - добровольно, поскольку субсидии для людей несравнимо выше, чем для заводов и бизнеса, а цены - ниже.
В первую очередь экономить пришлось энергозатратным производствам, на которые приходится чуть больше половины всего промышленного спроса на газ: металлургическим и цементным заводам, производителям стекла и керамики, удобрений и другой нефтехимии.
Если ситуация не исправится, временный спад спроса рискует стать постоянным и подорвать промышленную базу Евросоюза. Часть компаний переедут в другие страны, например, в США, где нефть и газ добываются в достатке, а значит, энергоснабжение дешевле, доступнее и надежнее.
У менее энергозатратного бизнеса и у госсектора выбор проще. Смягчение правил, возобновляемая энергетика или просто отказ от привычек позволят им сократить потребление.
Во Франции, Испании и других странах теперь запрещено подсвечивать закрытые магазины, а днем держать двери в них открытыми при работающем отоплении или кондиционере. Уличное освещение приглушено, в общественных зданиях не больше +19°С, и то только днем, а в туалетах нет горячей воды.
Даже мертвые помогают общему делу снижения зависимости от российского газа.
Немецкие крематории предложили свой план - как сжигать прежнее количество покойников с 80% экономией газа. Часть печей отключить, другие перевести в круглосуточный режим, а температуру уменьшить до 750° с 850°.
На все это нужно только разрешение властей, цитирует агентство Рейтер главу союза крематориев Германии Свенда-Йорка Соболевски.
Рейтер приводит и другой пример оптимизации энергопотребления на приграничной с загробным миром территории. По данным агентства, епархия Рурмонда в свете энергетического кризиса разрешила трем сотням своих священников Римско-Католической церкви в Нидерландах пропускать мессу-другую - в целях экономии.
Население пока не обязывают экономить и даже не предлагают - только советуют. И то не всем. В Великобритании, например, предыдущее правительство отказывалось оплачивать социальную рекламную кампанию и только после смены премьера согласилось отправить британцам по почте письма про способы и выгоды энергосбережения.
Тем временем, согласно данным профильных экспертов, уменьшение температуры в британских домах всего на 1°С позволяет сэкономить до 7% газа. Аналогичная мера актуальна для многих крупных экономик Европы, где топят преимущественно газом - прежде всего, для Италии, Нидерландов и Германии.
"Первая проверка холодом"
Поэтому не промышленность, а люди - единственная надежда Европы сократить зависимость от российского газа.
Сейчас население поддерживают субсидиями и ограничением тарифов на газ. Из-за этого многие не видят надобности экономить. Цены на свет и тепло если и растут, то не сильно, и люди не чувствуют потребности сокращать потребление. Рыночный механизм разрушения спроса буксует.
"Многие страны по-прежнему ошибочно субсидируют потребление энергии там, где требуется сокращение спроса, - сокрушается еврокомиссар Тиммерманс. - Такой подход чреват рисками. Если господдержка иссякнет, доверие к рынку будет подорвано, санкции против России вводить станет сложнее, а нейтрализация выбросов обойдется дороже".
Сокращение спроса особенно актуально потому, что прочие четыре фактора, позволившие Европе безболезненно пережить начало отопительного сезона, несмотря на падение импорта из России на 80%, могут вскоре сойти на нет.
1) Россия еще поставляет газ в Европу, но может в любой момент полностью перекрыть кран. ЕС обещает к Новому году утвердить ценовой потолок цен на газ, а Путин уже пообещал отключить всех, кто под ним подпишется.
2) Газовые хранилища к следующему отопительному сезону будут заполнены не на 95%, как в этом году, а всего на 65%, допускают аналитики ICIS. Главная причина - вероятная газовая блокада со стороны Кремля.
3) Субсидии людям и бизнесу в нынешнем объеме исключены. Во-первых, они поддерживают спрос и не дают сократить потребление. Во-вторых, на них просто не хватит казенных денег. По оценкам Еврокомиссии, 70% господдержки - это ковровая бомбардировка деньгами всех подряд, а не самых нуждающихся. Для экономии средств власти непременно перейдут к субсидированию только самых бедных и уязвимых граждан. Фестиваль щедрости завершен.
4) Теплая осень сменилась холодной зимой. Северная Европа переживает необычайно студеный декабрь. Потребление газа в Германии, по данным местного регулятора, выросло за прошлую неделю на 14%. Экономия по сравнению со средним значением за последние пять лет по-прежнему существенная - около 13%, но она ниже, чем 23% в ноябре и 26% в октябре.
В целом в Европе похожая картина.
"Спрос на газ в ЕС и Британии за неделю к 6 декабря сократился на 10% к пятилетнему среднему. В ноябре было 22%, в октябре - 24%, в сентябре - 12%", - пишет глава газовых аналитиков ICIS Том Марзек-Мансер.
"Добро пожаловать на первую проверку холодом".