Реклама Google — средство выживания форумов :)
По сообщению агентства Синьхуа, причиной этого стало плохое его самочувствие
«Сообщество судьбы человечества»: какова история появления этой китайской концепции и что в неё вкладывает китайское руководство.
Необходимость создавать «сознание сообщества судьбы человечества» впервые официально отражена в отчетном докладе ЦК КПК на XVIII съезде в 2012 году. Это идея взаимозависимости всех стран, необходимости вместе решать общие проблемы.
На международную площадку концепцию вынесли в 2015-м, когда Си Цзиньпин в ООН призвал строить «сообщество судьбы человечества».
Теперь это ключевой лозунг китайской внешней политики, «сообщество» вписано в преамбулу конституции КНР.
Западным экспертам и политикам не нравятся вообще никакие политические инициативы, предложенные мировому сообществу от имени Пекина. Улучшений в этой сфере ждать не следует. Вместе с тем никакого «подрывного» или «антизападного содержания» тут нет. Если Китай говорит «мы все в одной лодке», то Запад выглядит скорее смешно, когда отвечает, что не хочет быть в «одной лодке» с Китаем по идеологическим соображениям. Получается, что Китай работает на объединение человечества, а Запад — на его раскол.
С переводом «сообщества судьбы» есть проблема, и корни ее не очень понятны. Дело в том, что в китайском оригинале нет слова «единый», которое есть в русском переводе (жэньлэй — «человечество», минъюнь — «судьба», гунтунти — «сообщество»: там только три слова). Можно предположить, что это проявление креативного подхода китайских переводчиков официальных документов, полагающих, что русскоязычная аудитория привыкла к дисциплине и единообразию, для чего ей было предложена «единая судьба». Однако этот перевод может породить иллюзию стремления Китая к воображаемому «единству», которое ему на самом деле не нужно — в китайской культуре изначально очень ценится многообразие идей и ценностей.
На английский язык эту концепцию в Китае переводят как community with a shared future for mankind. Тут из ниоткуда появилось «будущее» вместо «судьбы», из «единого» оно стало «разделяемым».
Это замечательная гибкость в адаптации к разным контекстам. Наверное, в Китае полагают, что англоязычная аудитория не верит в судьбу, любит помечтать о будущем и не приемлет навязанного «единства».
Но в китайском оригинале это одна и та же фраза. Читающие на разных языках не сразу поймут, что это одно и то же. Поэтому российскому экспертному сообществу нужно самостоятельно изучать Китай, читать политические тексты на языке оригинала и поменьше полагаться на чужие переводы.
Александр Ломанов, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО РАН
Китай традиционно огорчает наблюдателей, особенно западных экспертов. Фабрика массмаркета никак не должна была запускать людей в космос и строить авианосцы. Запуганное авторитаризмом население без доступа к американским соцсетям обязана повторять Тяньаньмэнь под каждый съезд Компартии. Разжиревшие коррупционеры среди партийной элиты КПК не могут допустить разрыва экономики с американским долларом. Есть еще масса представлений об уязвимостях Китайской Народной Республики, проявления которых на Западе ждут примерно с тем же вечным нетерпением, с которым в России ежегодно готовятся к обрушению экономики США.
Альтернативный западному лагерь буквально требует от Китая твердой поступи лидера, сурового оскала в ответ на технологический шантаж Вашингтона, новой мировой идеологии с мудростью тысяч имперских лет и опытом построения социализма китайского формата. Вместе с этим было бы также неплохо получить от Пекина и свежую экономическую модель на смену загнивающему капитализму. В общем, ожидают китайского мессианства, каким ранее осветили мир советская и американская идейные системы.
Но китайские коммунисты не торопятся прояснять ситуацию, скрывая стратегии и планы за витиеватыми многозначительными формулировками в каждой черточке своих неоднозначных иероглифов. Далее на помощь приходит следующая серия штампов. Боятся связываться с американцами? Множат ядерный арсенал? Ждут трупов проплывающих врагов? Растеряны и подавлены? Лишены опыта геополитических баталий?
Как объяснить, что по всем статьям почти первая империя мира отказывается вести себя по-имперски, что в декларациях, что по факту? Что замышляет этот Китай, пока глобальные державы схлестнулись в очередной схватке за инициативу и влияние?
Новейший китайский суперкомпьютер Ocean Light преодолел порог быстродействия 1 экзафлопс. Он использует процессоры RISC, разработанные Шанхайским центром проектирования высокопроизводительных интегральных микросхем. Поставки в Китай чипов для подобных систем из США и из любой другой страны, произведенные по американской технологии или на американском оборудовании, запрещены минторгом США
Феномен быстрого экономического роста Китая охватил два десятилетия — с начала 1990-х до начала 2010-х. Он был связан с реализацией потенциала простой модели, базирующейся на заимствовании иностранных технологий и капиталов, масштабировании производств, сборочных с последующей локализацией, массовой номенклатуры обрабатывающей промышленности в расчете на экспорт, которая получила расхожее наименование «мировая фабрика».
Ресурсный «пылесос» стареет
Китай как «мировая фабрика» закономерно превратился в гигантский «пылесос» базовых ресурсов.
Выплавка стали в Китае в 1990 году составляла 66,4 млн тонн — меньше, чем в России. Однако уже к 2000 году, накануне вступления в ВТО, этот показатель вырос до 128,5 млн. А потом началось нечто невероятное. В 2010 году китайское Бюро статистики отчиталось о выплавке 637,2 млн тонн стали, в 2021-м — о 1032,8 млн (53% мирового производства).
Такие колоссальные мощности требуют гигантского количества железной руды. Прирост ее добычи в стране был огромным — с 215 млн тонн в 2000 году до 980 млн в 2021-м. Но собственных запасов все равно не хватает, Китай сейчас один из крупнейших в мире импортеров руды. В 2021 году страна закупила 1,1 млрд тонн руды и концентрата на 182 млрд долларов — это примерно 71% всего объема международной торговли железной рудой (в стоимостном измерении, здесь и далее для торговых потоков использованы данные UNCTAD). Основными поставщиками выступили Австралия (62%), Бразилия (21%) и ЮАР (3,6%).
Ведущие позиции КНР занимает не только в черной, но и в цветной металлургии. Например, производство меди в стране с незначительных объемов начала 2000-х выросло до 0,5 млн тонн в 2010 году, а к 2021-му увеличилось до 10,5 млн — это 40% мирового производства рафинированной меди. В стране есть свои месторождения меди, и их разработка растет. По оценкам Геологической службы США (USGS), добыча этого металла в Китае увеличилась с 0,5 млн тонн в 2000 году до 1,8 млн в 2021-м. Однако в общемировом объеме это величина незначительная. Чтобы обеспечить мощности сырьем, страна в 2021 году ввезла 23,4 млн тонн медных руд и концентратов на 56,8 млрд долларов. Это 60% всего медного сырья, поступившего на международный рынок. Крупнейшими поставщиками меди для Китая по состоянию на 2021 год были Чили (37,9%), Перу (23,7%), Мексика (6,2%) и Монголия (5,1%).
Промышленный рост сопровождается стремительным увеличением потребления энергоресурсов. По данным национальной статистики, добыча угля в Китае с 998 млн тонн в 2000 году выросла до 3237 млн в 2010-м и 4071 млн в 2021-м. Британская ВР оценивает итоги прошлого года в Поднебесной даже выше, в 4126 млн тонн, — это ровно половина мирового объема. Но даже такого количества собственного угля КНР не хватает. В 2021 году она закупила дополнительно 204 млн тонн на 27,1 млрд долларов — 17,5% всего угля (в стоимостном выражении), поступившего в продажу в мире. Крупнейшими поставщиками сырья стали Индонезия (43%), Россия (26,7%), Монголия (7,9%) и Австралия (5,7%).
Что касается нефти, то Китай занимает шестое место в мире (после США, России, Саудовской Аравии, Канады и Ирака) по ее добыче — 199 млн тонн в 2021 году, однако в этой области мощности последние десять лет не наращиваются, поскольку доступные запасы исчерпаны. А вот потребление неуклонно растет: с 2010 года оно увеличилось более чем в полтора раза, до 718 млн тонн. Каждая шестая тонна нефти в мире сжигается в Китае. По оценке ВР, для покрытия имеющегося дисбаланса Поднебесная в 2021 году импортировала 526 млн тонн нефти и 103 млн тонн нефтепродуктов (правда, параллельно 60 млн тонн китайского сырья было направлено на экспорт). На КНР приходится четверть всей нефти, поступившей на международный рынок. Крупнейшими поставщиками по состоянию на 2021 год оказались Саудовская Аравия (17,1%), Россия (15,5%) и Ирак (10,5%). Возможно, есть в списке и Иран — эта страна, как и покупатели ее нефти часто не афишируют такие поставки.
Газа в Китае, по данным ВР, в 1990 году добывалось 15,4 млрд кубометров, в 2000-м — 27,4 млрд, в 2021-м — 209 млрд. Однако потребление увеличивалось еще быстрее. До начала 2000-х спрос еще покрывался собственной добычей, но затем возник дефицит: в 2021 году стране потребовалось уже 378 млрд кубометров. Статистика ВР свидетельствует, что 53,2 млрд из них поступило через газопроводы, главным образом из Туркмении (31,5 млрд кубометров), России (7,6 млрд), Казахстана (5,9 млрд) и Узбекистана (4,3 млрд).
ВР оценивает выработку электроэнергии в Китае по итогам 2021 года в 8534 ТВт·ч (без учета Гонконга), что в 7,4 раза превышает показатель России (восточный сосед обогнал нашу страну еще в 1994 году) и составляет 30% мировой электроэнергетики. 62,6% китайской электрогенерации приходится на уголь, 15,2% — на гидроэнергию и только 3,2% — на природный газ. Сегмент возобновляемых источников энергии (ВИЭ) быстро развивается.
Отмечаются успехи и в сельском хозяйстве. Так, сбор риса в 2000 году составил 188 млн тонн, а в 2021-м — уже 214 млн, пшеницы — 100 млн и 134 млн соответственно, кукурузы — 106 млн и 261 млн, производство мяса с 61,3 млн выросло до 86 млн. Хлопка в 2000 году собрали 4,4 млн тонн, за десять лет объем вырос до 6 млн и закрепился на этой отметке. Для сравнения: общий мировой сбор хлопка сейчас составляет порядка 26–27 млн тонн в год.
Общество среднего достатка
Основным противоречием китайского общества было признано противоречие между постоянно растущими потребностями народа в высоком качестве жизни и неравномерностью и неполнотой развития. Иначе говоря, даже при росте общего благосостояния, а может, как раз особенно в этом случае, не стоит забывать и о проблеме социального неравенства. Концепция построения среднезажиточного общества и должна решить эти проблемы.
Си Цзиньпин в своем докладе на XX съезде КПК в октябре 2022 года особо подчеркнул победу над бедностью в Китае. Эта победа была достигнута благодаря адресной помощи нуждающимся, различным программам профессионального образования, развития систем трудоустройства и многим другим мерам, причем основное внимание уделяется сельским и наиболее бедным районам. По словам Си Цзиньпина, «ярлык бедности» был окончательно снят с 832 уездов, приблизительно 100 млн сельских жителей избавлены от нищеты, более 9,6 млн человек переселены из бедных районов в обеспеченные.
Тут стоит добавить, что, по данным Национального бюро статистики Китая, средние темпы роста среднедушевого располагаемого дохода в номинальном выражении в 2013‒2022 годах в Китае составляли 6,56%, и это с учетом «кризисных» лет — 2020-го (+2,1%) и 2022-го (+3,2%). В итоге среднедушевой располагаемый доход в Китае с 16,5 тыс. юаней (около 2,6 тыс. долларов) в 2012 году вырос до 35,1 тыс. юаней (около 5,5 тыс. долларов) в 2021 году. В реальном выражении доход за 2021 год на 8,1% больше, чем в 2020 году.
При этом располагаемый доход в 2021 году в городах составил 47,4 тыс. юаней (+7,1%), а в сельской местности всего 18,9 тыс. юаней (+9,7). Стоит отметить, что доля городского населения в Китае (коэффициент урбанизации) за десять лет повысилась на 11,6 п. п. и достигла 64,7%. Дорога впереди еще длинная, но более высокие темпы роста дохода в сельской местности и рост доли городского населения говорят о движении в правильном направлении.
Очередной шаг вперед
Прошедшие десять лет Китай проводил структурные реформы в так называемой сфере предложения, был также разработан ряд стратегий регионального развития. Под реформами в сфере предложения имеется в виду стимулирование ликвидации отсталых и избыточных производств, а также поощрение инноваций. Что касается регионов, то Китай прикладывает большие усилия для ликвидации диспропорций в их развитии. В частности, большое внимание уделяется развитию западных провинций.
В результате ВВП Китая вырос с 54 трлн юаней в 2012 году (8,53 трлн долларов США) до 114 трлн юаней в 2021-м (17,73 трлн долларов). Прирост ВВП Китая в 2021 году составил 8,1%, 5,1% в среднем за два года, что более показательно, так как снимает влияние провала 2020 года и, соответственно, восстановительного роста (эффекта низкой базы) в 2021 году. В итоге доля экономики Китая в мировой экономике в 2021 году достигла 18,5%, прирост по сравнению с 2012 годом составил 7,2 п. п. ВВП на душу населения увеличился с 39,8 тыс. юаней (6,3 тыс. долларов) до 81 тыс. юаней (12,5 тыс. долларов).
Стоит отметить, что по общему объему производства зерновых Китай закрепился на первом месте в мире. Кроме того, Китай неизменно лидирует в мире по масштабу обрабатывающей промышленности и объему валютных резервов. Продолжаются вложения в транспортную инфраструктуру, строятся автомобильные и высокоскоростные железные дороги, порты, аэропорты, не забывают и про энергетическую, гидротехническую и информационную инфраструктуру.
Общий объем расходов на НИОКР в Китае вырос за десять лет с 1 трлн до 2,8 трлн юаней (второе место в мире в денежном выражении, первое по числу занятого в НИОКР персонала). От суперкомпьютеров и технологий искусственного интеллекта до полетов к Луне и погружения в морские глубины — у Китая появились достижения во всех областях. По словам Си Цзиньпина, Китай вошел в число государств инновационного типа.
Несколько сотен клиентов Tesla, купивших электрокары компании в последние месяцы, устроили протесты в демонстрационных залах и магазинах Tesla в разных городах Китая, сообщает Reuters.
Протестующие выступили против того, что 6 января компания неожиданно объявила о втором снижении цен на свои электрокары за последние три месяца. Цены упали на 13-24% по сравнению с сентябрем 2022 года. Протестующие заявили, что новое снижение цен означает, что они переплатили за автомобили, полученные в последние месяцы 2022 года.
КПК будет непосредственно контролировать науку и технологии, создав Центральную комиссию в рамках плана противодействия попыткам США сдержать развитие китайских технологий.
Согласно плану, комиссия будет координировать и содействовать созданию национальной инновационной системы, изучать основные стратегии для сектора и решать важные вопросы на местах.
Комиссия определит национальные стратегические научно-технические задачи и крупные исследовательские проекты, а также направления развития военно-гражданских технологий.
План предусматривает реорганизацию Министерства науки и технологий, при этом министерство освобождается от некоторых обязанностей, в том числе связанных с надзором за проектами и финансированием.