Пойа- "Математическое открытие" (2-е изд)(1976)
Преподавание — не наука
Я поделюсь с вами некоторыми своими взглядами на процесс
обучения, искусство преподавания и обучения преподаванию.
Эти взгляды являются результатом многолетнего опыта. Вообще
говоря, высказывание личных взглядов не всегда уместно,— я бы
не рискнул отнимать у вас время, если бы преподавание полностью
регулировалось научными фактами и теориями. Однако на самом
деле это не так. По моему мнению, преподавание не является также
и всего лишь ветвью практической психологии, по крайней мере
в настоящее время.
Преподавание находится в определенной связи с учением.
Экспериментальное и теоретическое исследование процесса изучения
(приобретения новых знаний) является широкой и интенсивно
развивающейся ветвью психологии. Однако сейчас я имею в виду
другое. Мы будем заниматься здесь главным образом сложными
процессами обучения, подобными обучению алгебре или обучению
методике математики, сопряженными с длительными педагогиче-
скими эффектами. Психология же занимается в основном
кратковременными, упрощенными ситуациями и уделяет этому почти
все внимание. Таким образом, психология может подсказать нам
нечто интересное, но это будут лишь намеки на решение
занимающих нас проблем, не претендующие на вынесение окончательного
суждения *).
§ 2. Цель обучения
Мы не можем оценить действия учителя, если не знаем стоящей
перед ним цели. Мы не можем осмысленно обсуждать процесс
обучения, пока не достигнем известного согласия относительно того, что
является целью обучения.
Мне хочется быть более конкретным. Я имею здесь в виду
преподавание математики в объеме курса средней школы и одну
старомодную идею о том, какой должна быть эта цель: прежде всего — и
это бесспорно самое главное — нужно научить молодежь ДУМАТЬ.
Это мое твердое убеждение; вы можете не разделять его
полностью, но я полагаю, что хотя бы частично вы с ним согласны.
Если вы не считаете воспитание мыслительных способностей
первоочередной целью курса математики средней школы, то вы, быть
может, считаете эту цель вторичной — даже и в этом случае у нас
найдется достаточно точек соприкосновения для плодотворности
дальнейших дискуссий.
Лозунг «Учить думать» означает, что учитель математики
должен не только служить источником информации, но обязан также
стараться развивать способности учащихся по использованию этой
информации; он должен развивать у своих учеников умение
думать, относящиеся сюда навыки, определенный склад ума. Эта цель,
возможно, нуждается в более подробном разъяснении (все мои
печатные работы, посвященные вопросам преподавания, могут
рассматриваться как такое разъяснение); здесь, однако, достаточно
подчеркнуть лишь два момента.
Во-первых, размышления, о которых мы здесь говорим,— это
не досужие вымыслы, а «целенаправленные раздумья», или
«волевые раздумья» (Уильям Джеймс *)), или «пр'одуктивные раздумья»
(Макс Вертхеймер **)). Такие «размышления» можно отождествить,
по крайней мере в первом приближении, с «решением задач». И я
считаю, что одна из важнейших целей курса математики в средней
школе заключается в развитии у учащихся умения решать задачи.
Во-вторых,
математическое мышление нельзя считать чисто
«формальным» — оно не базируется на одних лишь аксиомах,
определениях и строгих доказательствах, а включает в себя, помимо
этого, и многое другое: обобщение рассмотренных случаев,
применение индукции, использование аналогии, раскрытие или
выделение математического содержания в какой-то конкретной ситуации.
Учитель математики имеет много подходящих случаев познакомить
своих учеников с этими чрезвычайно важными «неформальными»
стадиями мыслительного процесса, и мне кажется, что ему
следовало бы использовать эти случаи шире, много шире, чем он это
делает в настоящее время. Выражая ту же самую мысль в сжатом,
хотя и неполном виде, можно сказать:
нужно всеми средствами
обучать искусству доказывать, не забывая при этом также и об
искусстве догадываться.
Преподавание — это искусство
Преподавание — не наука, а искусство. Это мнение
высказывалось столькими людьми и столько раз, что я даже чувствую себя
неловко, повторяя его. Однако если мы оставим довольно избитые
обобщения и перейдем к конкретным деталям, то этот избитый
афоризм позволит нам рельефно осветить некоторые встречающиеся
в нашей профессии приемы.
Преподавание, очевидно, имеет много общего с театральным
искусством. Допустим,-вам нужно продемонстрировать своему
классу доказательство, которое вы отлично знаете, так как много раз
излагали его в прошлые годы, ведя тот же самый предмет. Вас,
конечно, это доказательство уже не может интересовать, но,
пожалуйста, не показывайте этого классу: если класс заметит, что
вам скучно, то сразу станет скучно и всем. Приступая к
доказательству, старайтесь казаться заинтересованным, в ходе
доказательства не упускайте возможности обратить внимание учащихся
на интересные идеи; закончив доказательство, старайтесь казаться
немного удивленным и дайте учащимся возможность заметить ваше
приподнятое настроение. Вы должны давать небольшое
представление в интересах тех учащихся, которым может больше дать ваше
отношение к рассматриваемому вопросу, чем сама его суть.
Должен признаться, что я нахожу удовольствие в таких
сценках, особенно теперь, когда я уже стар и очень редко открываю
в математике что-нибудь новое: мне может доставить маленькое
Временами преподавание может приближаться к поэзии, а
иногда — к цинизму. Позвольте рассказать вам маленькую
историю о великом Эйнштейне. Однажды я присутствовал при беседе
Эйнштейна с группой физиков. «Почему все электроны имеют
одинаковый заряд? — переспросил Эйнштейн.— Ну, хорошо, а
почему все козьи орешки имеют одинаковый размер?» Как мог
позволить себе Эйнштейн так говорить? Только для того, чтобы
шокировать нескольких снобов? Не думаю, чтобы такова была его
цель. Вероятно, основания здесь более глубоки. Я думаю, что
подслушанное мною замечание было не совсем случайно. Как бы там
ни было, для себя я из него кое-что извлек: абстракции хороши,
но используйте все средства, чтобы сделать их более осязаемыми.
Пусть ничто не будет слишком хорошим или слишком плохим,
слишком поэтичным или слишком низменным для того, чтобы
прояснить ваши абстрактные построения. Монтень сказал: «Правда —
настолько великая вещь, что мы не должны пренебрегать ничем,
что ведет к ней». Поэтому, если чутье подсказывает вам, что уместно
предстать перед классом немного поэтом или чуть-чуть циником,—
не отказывайтесь от этого из ложно понимаемой сдержанности.
Три принципа изучения
Преподавание — это ремесло, и как каждое ремесло оно
владеет массой приемов и хитростей. У каждого хорошего учителя
имеются свои приемы, и этим каждый хороший учитель отличается
от любого другого хорошего учителя.
Каждый эффективный прием обучения должен соответствовать
определенному способу изучения. Мы не слишком много знаем
о том, как протекает процесс изучения,— но даже самый грубый
набросок некоторых его очевидных черт может пролить желанный
свет на уловки преподавателя. Позвольте мне представить вам
этот грубый набросок в виде трех «принципов» изучения.
Формулировка их, равно как и выбор этих принципов, принадлежат мне;
однако сами по себе эти принципы никоим образом не новы. Они
многократно формулировались ранее в самых различных видах,
они порождены многовековым опытом, подтверждены суждениями
великих людей и, кроме того, продиктованы исследованием
психологической стороны процесса изучения.
Эти «принципы изучения» могут рассматриваться также и как
«принципы обучения» — последнее является главным аргументом
в пользу того, чтобы разобрать их здесь; однако более подробно я
скажу об этом позже.
1°. Активное изучение. Часто и по-разному говорилось, что
изучение должно быть активным, а не пассивным или рецептивным,
т. е. основанным на одном лишь восприятии; ограничиваясь
чтением книг, слушанием лекций или просмотром кинокартин, не
сопровождаемыми активной деятельностью собственного интеллекта,
вы вряд ли сможете изучить что-нибудь и заведомо не сможете
изучить много.
Существует еще одно часто формулируемое (и близкое к
вышесказанному) мнение: Лучший способ изучить что-либо — это
открыть самому. Лихтенберг (немецкий физик 18-го столетия, более
известный как составитель афоризмов) добавляет сюда интересный
штрих: То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет
в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться,
когда в том возникнет необходимость. Менее красочна, но,
возможно, более широко применима следующая формулировка: Для
того чтобы изучение было наиболее эффективным, учащийся должен
самостоятельно открыть настолько большую часть изучаемого
материала, насколько это в данных обстоятельствах возможно.
В этом заключается принцип активного изучения (Principle
of active learning, Arbeitsprinzip). Этот принцип очень стар, он
лежит в основе идеи «метода Сократа».
Наилучший стимул. Мы говорили, что изучение должно
быть активным; однако учащийся не будет проявлять активности,
если у него для этого нет причины. Он должен быть побуждаем
к умственной активности каким-нибудь стимулом, например
надеждой на получение награды. Однако самым хорошим стимулом для
учения является интерес, который вызывает у учащегося
изучаемый материал, а лучшей наградой за интенсивную умственную
деятельность — наслаждение, доставляемое такой деятельностью.
Если же у нас этого самого лучшего нет — ну что же, тогда нужно
стараться заменить его чем-нибудь хорошим или даже только
достаточно хорошим: не следует забывать и о других стимулах к
изучению, помимо чисто внутренних.
Для эффективности изучения учащийся должен интересоваться
изучаемым материалом, находить удовольствие в самом процессе
изучения. Однако помимо этих самых хороших стимулов к изучению
имеются и другие, часть которых можно считать желательными.
(Наказание за нежелание учиться — возможно, худший из
применяемых методов стимулирования работы учащегося.)
Назовем это утверждение принципом наилучшего стимула.
Последовательность фаз изучения. Начнем с часто
цитируемого изречения Канта: «Всякое человеческое познание начинает
с созерцаний, переходит от них к понятиям и заканчивает идеями».
...
Первая — фаза исследования — наиболее близка к действию и
восприятию и развертывается прежде всего на интуитивном или
эвристическом уровне.
Вторая — фаза формализации,— связанная с созданием
терминологии, определений и доказательств, подымается до более
высокого уровня — уровня понятий.
Третья — фаза усвоения — приходит последней; она отвечает
попытке постичь «внутреннюю суть» проблемы; на этой фазе
изучаемый материал должен быть усвоен учащимся, должен войти
в систему его знаний, расширить его умственный кругозор; эта
фаза прокладывает дорогу к приложениям, с одной стороны, и
к обобщениям на более высоком уровне — с другой.
Подведем итог. Для эффективности процесса изучения фаза
исследования должна предварять фазу словесного оформления и
образования понятий, в заключение же изученный материал должен
влиться в общий запас знаний учащегося, способствуя повышению
его интеллектуального уровня.
Таков принцип последовательных фаз.
Однако здесь надо учитывать одно
необходимое условие: чтобы извлечь пользу из этих принципов,
учитель должен быть знаком с ними не только понаслышке — он
должен их глубоко прочувствовать на основании своего личного
хорошо осмысленного опыта.
1°. Активное изучение. То, что рассказывает учитель в классе,
конечно, важно, но в тысячу раз важнее то, что думают учащиеся.
Идеи должны зарождаться в уме учащихся, роль же учителя в этом
процессе можно сравнить с ролью повивальной бабки.
Это — классическое наставление Сократа; форма обучения,
лучше всего отвечающая ему,— Сократовский диалог. Школьный
учитель имеет определенное преимущество перед преподавателем вуза,
так как он может гораздо шире пользоваться формой диалога.
Но, к сожалению, и в средней школе время, отводимое на
прохождение определенного материала, также строго ограничено, так
что вести весь урок в форме диалога невозможно.
...
Я уверен, что в этом отношении можно сделать гораздо больше,
чем обыкновенно делается. Позвольте мне рекомендовать вам одну
маленькую уловку: предоставьте учащимся возможность
участвовать в составлении задачи, которую им придется решать. Если
ученики внесли свой вклад в постановку задачи, то они будут
гораздо активнее работать над ее решением.
Замечу, что и в работе ученого постановка задачи может
оказаться наиболее ценной частью открытия — очень часто решение
задачи требует меньшего проникновения в суть дела и меньшей
оригинальности мысли, чем ее формулировка. Таким образом, давая
учащимся возможность внести свой вклад в поиски рационального
условия задачи, вы не только побуждаете их работать упорнее,
но и развиваете у них желательный склад ума.
...
Наше владение каким-либо предметом складывается из
накопленных знаний и приобретенных навыков — «умений». Умение
(know-how) *) — это способность использовать накопленные
знания (информацию); конечно, умение невозможно без некоторой
независимости мышления, оригинальности, изобретательности.
Умение в математике — это способность решать задачи, находить
доказательства, критически анализировать доводы, с достаточной
легкостью пользоваться математическим аппаратом, распознавать
математические понятия в конкретных ситуациях.
Каждый согласится, что умение в математике более важно и
даже намного более важно, чем одно лишь знание. Все
требуют, чтобы средняя школа не только снабжала учащихся
математическими знаниями, но и развивала в них умения:
самостоятельность, оригинальность, творческие способности. Однако почти
никто не требует этих прекрасных вещей от учителя математики,—
разве это не парадокс. Официальные рекомендации также хранят
на сей счет молчание. Лица, изучающие математику с целью
получения ученой степени, должны заниматься
научно-исследовательской работой; однако и до получения ученой степени им
предоставляется возможность самостоятельной работы в просеминарах,
научных семинарах или при подготовке диплома. Будущему же
учителю математики такой возможности никто не предоставляет, и
в официальных рекомендациях также не говорится ни слова о
каком бы то ни было виде самостоятельной или
научно-исследовательской работы.
Но если учитель сам никогда не занимался
творческой работой какого-либо рода, то как сможет он вдохновлять,
руководить, помогать или даже просто регистрировать творческую
активность своих учеников? Учитель, все математические знания
которого приобретены чисто созерцательным путем, вряд ли сможет
способствовать активному изучению предмета своими учениками.
И вполне возможно, что преподаватель, которому ни разу в жизни
не пришла в голову яркая мысль, сделает выговор проявившему
самостоятельность ученику, вместо того чтобы подбодрить его.
Именно в этом, по-моему, и заключается самый большой пробел
во владении математикой у рядового учителя средней школы —
он не имеет никакого опыта активной математической работы, а
поэтому его нельзя назвать мастером в той области, которой он
обязан обучать школьников.
Я не могу предложить здесь какой-либо панацеи, но могу
поделиться своим опытом. Я устраивал для учителей семинары
по решению задач и неоднократно руководил ими.
Задачи, предлагавшиеся на таких семинарах, не предполагали
никаких дополнительных знаний, выходящих за рамки программы
средней школы, но они требовали довольно высокого уровня
(иногда даже очень высокого уровня) концентрации мысли и
способности к здравому суждению,— и работу учителей над решением
задач вполне можно было назвать «творческой» работой. Я старался
организовывать свои семинары так, чтобы их слушатели могли
использовать, почти не видоизменяя его, тот материал, который
они преподают, чтобы они могли отточить свое мастерство во
владении элементарной математикой; я давал им даже некоторую
возможность попрактиковаться в преподавании (поручая учителям
проведение занятий в небольших группах, составленных из их
коллег).
роль же учителя в этом
процессе можно сравнить с ролью повивальной бабки.
Это — классическое наставление Сократа; форма обучения,
лучше всего отвечающая ему,— Сократовский диалог. Школьный
учитель имеет определенное преимущество перед преподавателем вуза,
так как он может гораздо шире пользоваться формой диалога.
- ?!! удивительно! впрочем, это своеобразное восприятие вузовского процесса, с упором на потоковые лекции, каковые суть зло