Для ЕС это дополнительные неприятности. Европа переживает самый масштабный энергетический кризис за последние полвека. Он уже обошелся ей более чем в полтриллиона евро, а зима еще даже не началась, отопительный сезон впереди.
Германия располагает небольшим набором полезных ископаемых. Наибольшее значение имеют топливно-энергетические ресурсы и прежде всего каменный и бурый угли. Основные месторождения каменного угля находятся в западной части страны (Рурский, Саарский и Ахенский бассейны). Эти угли высокого качества, свыше 2/3 — коксующиеся. Суммарные запасы каменного угля оцениваются в 125 млрд т, бурого — 54,5 млрд т. Достоверные запасы на порядок ниже. Буро-угольные бассейны есть как на востоке страны (Лаузитский и Средне-германский), так и на западе (Нижнерейнский). В нижней Саксонии, Брауншвейге, в Сааре и Баварских Альпах сосредоточены горючие сланцы. В небольших количествах на севере, вдоль Рейна и в предгорьях Альп, открыты месторождения природного газа (39,5 млрд м3) и нефти (менее 20 млн т). В Шварцвальде, на северо-востоке Баварии и в Саксонии есть небольшие месторождения урановых руд.
Из металлических полезных ископаемых разведаны месторождения железных, медных, свинцовых и цинковых руд. Железные руды сосредоточены в Руре, Зальцгиттере, Эйзенхюттенштадте. Запасы их велики (3 млрд т), но качество низкое. Медные руды открыты в районе Мансфельда (1,4 млн т). Залежей свинцовых и цинковых руд много, но они небольшие. Запасы цинковых руд составляют всего 3 млн т, свинцовых — 1,25 млн т при содержании металла в руде 1,4 и 5,2 % соответственно. На Северо-Германской низменности, в других районах страны находятся залежи каменной соли. Есть также соли калия и магния (Ганновер, бассейны рек Верри и Фульда, предгорье Гарца). Открыты месторождения пиритов, баритов, плавикового шпата, графита. Велики ресурсы сырья для производства строительных материалов и стекольной промышленности. Отсюда знаменитый Мейсенский (саксонский) фарфор.
Для России после наложения нефтяного эмбарго со стороны Европы значение Суэцкого канала возросло кратно. Теперь через него экспортируется более половины российской нефти и нефтепродуктов, то есть отечественный нефтегаз критически зависит от судоходства по Суэцу. Эта зависимость сейчас выше, чем проход через проливы Балтики или Босфор и Дарданеллы. Практически вся нефть из балтийских и черноморских портов, на пути в Индию или Китай, идет через Суэцкий канал. Ни одна страна в мире не везет по Суэцу больше нефти, чем Россия. Не менее важен и обратный путь: нефтепродукты, из Индии, идут тем же путем обратно — на рынки сбыта в Европе.
Сегодня альтернативной дороги российской экспортной нефти нет. Портовые мощности Дальнего Востока ограничены возможностями магистрального нефтепровода ВСТО. Маршрут по Северному морскому пути до портов Китая — история сезонная. Кроме того, масштабы российского экспорта настолько велики, что требуют гигантских инвестиций в танкерный флот высокого арктического класса. Третья альтернатива, обходить Африку, — это существенное увеличение плеча доставки, а значит, рост стоимости страховки, затрат на фрахт судна, дополнительные расходы на проценты по кредитам и т. д.
Вопрос военно-политической безопасности на Ближнем Востоке в целом и безопасности мореплавания в частности не праздный. Через Суэцкий канал идет более 80% грузов между Европой и Азией. От прохода через Суэц критически зависит экономика не только России, но и Европы, Китая и Индии, то есть экономика и логистика всего евразийского континента. Долгосрочные планы отказаться от этого узкого горлышка есть как у Китая (проект «Один пояс — один путь»), так и у Индии («Север — Юг») и России (Севморпуть). Но ни один из маршрутов пока не стал полноценной альтернативой Суэцу.
В наименьшей степени от доступа к ресурсам и судоходству в регионе из крупных держав зависят США. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Штаты поддерживают эскалацию палестино-израильского конфликта. Этот конфликт, после проигрыша на Украине, реальный шанс надавить на больную точку мировой экономики и поддержать долларовую пирамиду. Поэтому прилагается так много усилий для разжигания войны в близости от Суэца.