Реклама Google — средство выживания форумов :)
Что же до Владимира Путина, то он... просто наблюдает и ждет, когда его ставка на истощение возымеет стратегический эффект.
Цель состоявшихся на прошлой неделе на Дальнем Востоке стратегических учений "Восток — 2022" — продемонстрировать, что у Москвы хватит личного состава на решение непредвиденных задач и проведение операций сразу на нескольких театрах военных действий.
Есть соблазн увидеть в этом всего лишь пропагандистский трюк Кремля, однако среди военного руководства НАТО настрой царит далеко не самый радостный.
В интервью агентству Reuters генеральный инспектор вооруженных сил Германии генерал Эберхард Цорн (Eberhard Zorn) предостерег от пренебрежительного отношения к военному потенциалу России.
"Главная часть сухопутных войск России на сегодняшний день увязла на Украине, но даже в этом случае мы не должны недооценивать их потенциал открыть второй театр военных действий", — заметил он.
"Основная часть российского флота в конфликте с Украиной еще не задействована, а российские ВВС также обладают значительным потенциалом и тоже представляют для НАТО угрозу", — продолжил он.
Едва ли высокопоставленного немецкого генерала можно заподозрить в симпатиях к России.
И покуда у НАТО сохраняются опасения, что Россия сможет поднять ставки еще выше, и покуда европейцы возмущаются стремительным ростом цен на энергоносители и дороговизной жизни и боятся остаться без тепла предстоящей зимой, Путин будет потирать руки и улыбаться.
Постановка политической цели войны - первое и самое важное действие при ее подготовке. Это определение результата, к которому должно прийти государство, решившее применить военную силу против другого.
Политическая цель - кристаллизованный план военной кампании, ее главная идея, воплощение замысла. Эта цель является окончательным мерилом, определяющим те средства, которые планируется затратить на будущий конфликт.
Возможные политические цели - например, аннексия каких-то территорий, низвержение враждебно настроенного правительства другой страны, "принуждение к миру", выполнение определенных экономических условий, запрет на присоединение к военным союзам, защита определенных групп населения - требуют разных подходов, особого экономического, политического и военного планов кампании, условий прекращения войны и оккупационной политики.
Отсутствие четкой политической цели приводит к тому, что остальные планы подготовки к военному конфликту становятся размытыми и в результате неэффективными, а финансовые и военные средства, которые на них выделяются, недостаточными, избыточными, либо просто не теми, которые были нужны в данной ситуации.
После того как стало ясно, что молниеносная война не привела к успеху, началась вторая фаза конфликта, которую принято называть войной на истощение.
Цель "измора", как такую войну называет Свечин, - истощение ресурсов противника, лишение его возможности продолжать войну. Разгром армии при этом не является главной, доминирующей целью. Это более сложная стратегия, которая включает в себя множество разных тактических приемов.
Плохой солдат имеет такой же желудок, занимает в вагоне такое же место, требует такого же хвоста нестроевых, как и хороший солдат. Но он стоит много дороже, раз война уже началась; он расходует огнеприпасы несравненно менее экономно, и автоматическое оружие в его руках является ужасным орудием мотовства [...]
Плохая рота обладает способностью таять, как лед на летнем солнце; при затрате огромного количества жизней, здоровья, усилий, она дает совершенно ничтожную полезную работу. Все уходит на преодоление внутренних трений, на борьбу не с действительным противником, а с призраками больного воображения. Надо быть очень богатым государством, чтобы пытаться вести современную войну плохими войсками.
Из книги “Стратегия. Искусство политики и войны” А.А.Свечина. Издание “Вече”, 1928 год
Тем не менее экономические усилия России снижают шансы на то, что война на истощение против России может быть успешной в ближайшее время.
Но вопрос стоит, скорее, не в истощении России в предстоящие год или два, а в долгосрочных последствиях: экономисты говорят о том, что торговые санкции, запрет на поставку технологий и различных средств производства в итоге отбросят страну на годы назад.
Украина также испытывает большие экономические трудности. Они связаны с проблемами со сбором урожая и экспортом продовольствия - одной из главных статей пополнения бюджета страны. Проблемы с экспортом в результате частично решились за счет международного соглашения при посредничестве Турции о вывозе зерна через украинские порты.
Из-за войны в Украине оказались разрушенными многие промышленные предприятия, оказавшиеся в зоне боевых действий - например, мариупольский сталелитейный гигант "Азовсталь".
При этом истощить силы Украины, необходимые для продолжения войны, несмотря на большие экономические трудности, которые обрушились на эту страну, все равно довольно сложно.
Украину поддерживают страны Запада и международные организации вроде МВФ, она не изолирована - в отличие от России - от значительной части остального мира и может рассчитывать на внешнюю помощь.
По словам Дмитрия Медведева, если западные страны «продолжат безудержную накачку» Украины «опаснейшими видами вооружений», «военная кампания перейдет на другой уровень». «У нее исчезнут видимые границы и потенциальная предсказуемость действий сторон конфликта. Она пойдет по своему собственному военному сценарию, вовлекая в него новых участников. Так было всегда»,— написал господин Медведев в Telegram.
В этом случае, по мнению господина Медведева, граждане западных стран «хапнут горя по полной программе». «У них в прямом смысле будет гореть земля и плавиться бетон. Нам тоже сильно достанется. Всем будет очень-очень плохо»,— написал он. В подтверждение своей позиции зампред Совбеза процитировал «Откровение Иоанна Богослова»: «От этих трех язв, от огня, дыма и серы, выходящих изо рта их, умерла третья часть людей» (Откр. 9:18).
В этом случае, по мнению господина Медведева, граждане западных стран «хапнут горя по полной программе». «У них в прямом смысле будет гореть земля и плавиться бетон. Нам тоже сильно достанется. Всем будет очень-очень плохо»,— написал он.
Грузовая кабина имела длину в 12,1 м, ширину — 3,2 м и высоту от 2,95 до 3,17 м. В чрево Ми-26 свободно входила любая военная техника массой до 20 тонн, причем аналогичная масса крепилась к внешней подвеске. Десантный вариант вмещал в себя 82 солдата или 68 парашютистов, а санитарный уносил с поля боя 60 раненых на носилках и троих медиков.