Роман Сапоньков:По референдуму. Сейчас народ не будет голосовать "за". Не потому что все любят и ждут Украину, а потому что последствия войны до сих пор не устранены. Цены в магазинах в 1,5-2 раза выше розницы в Симферополе, гос.аппарат не работает. Например, не так давно я принёс на имя главы и.о. области Елисеева предложения мер по снижению цен на товары первой необходимости (в том числе на основании общения с местным населением в ходе журналисткой работы) , хотел оставить входящим письмом через канцелярию, секретарь посмотрела документ (какое она право имеет читать письма, адресованные главе региона?) и отказалась его брать. Вдумайтесь - секретарь канцелярии ВГА принимает решения, пускать ли в работу экономическое предложения по снижению цен. Бред? Нет, реальность.
Экономика региона начинает потихоньку работать. Гривна стремительно вымывается из оборота, работы много, но в определённых областях. Например, водитель зерновоза на сцепку или полуприцеп зарабатывает 150-180 тысяч рублей, в сезон. И людей не найти. Дефицит специалистов по торговле, инженеров телекома, обслуживанию производственных линий, трактористов, комбайнеров, механизаторов, механиков, слесарей и т.д.
Начинает работать правоохранительная система, апрельского беспредела уже нет.
Однако в силу недостатка времени в систему ещё не выстроилось. Где-то с мая в Херсон был высажен десант российских специалистов из пенсионного фонда, налоговиков связистов и т.д., которые в кратчайшие сроки перенесли российскую систему управления. Аппарат МВД был и вовсе завезён российский, приглашены российские главы подразделений и даже следователи, потому что старый украинский актив был плотно замазан в сотрудничестве с нацистами. Например, на совещании ВГА рекомендовалось брать на службу бывших сотрудников полиции Украины, которые воевали в АТО при условии, что "на них нет никаких преступлений". Т.е. если человек воевал против Донбасса, но не попался на преступлениях против мирняка, то ему можно теперь служить в российской полиции, ведь он потенциальный преступник, но умный, раз не попался. Видимо, в российской полиции такие нужны. Не знаю, был ли отменён этот принцип впоследствии.
Но да вернёмся к референдуму. Что ждёт местное население? Что регион будет полноценно интегрирован в Россию, со всеми её минусами и плюсами, с большой ёмкостью рынка, более высокой покупательной способностью, с работающей судебной и правоохранительной системой. Для местного населения работающая правоохранительная и судебная системы = справедливость и конец украинского беспредела.
Население ждет, что Россия = промышленный рост. Например, местный производитель воздушных фильтров попросил содействия в налаживании производства фильтров для КамАЗов, в т.ч. военных. Просит помочь сбытом. Может получиться красивая медийная картинка, а человек получит заказы. Предложение этого проекта не стало интересно никому. В ВГА секретарша решила не брать письмо, российские координаторы по PR кампании сказали, что это слишком сложно.
Население ненавидит перекупов. В области по естественным причинам практически нет экономических связей с Россией. Плюс до сих пор не заработали безнальные переводы с юр.лицами из России (переводы технически работают, но смежники из России отказываются платить на местные реквизиты). Т.е. рынок области отрезан от рынка РФ. Нужна программа по прямой связке частного собственника с рынком РФ. Вот буквально - загрузить фуру помидор и отправить в Питер, под гарантии местных оптовых покупателей. У нас принято брать шефство над городами освобождённых территорий. Руководство шефствующего города может пообщаться с собственниками оптовых баз? Может. Как вы думаете, что мне ответили на это предложение? Тем временем помидоры сдают перекупам с поля за 5 рублей килограмм, на оптовом рынке в Копанях по 9 рублей. Фермеры в минусах и звереют. В выигрыше те, кто не поверил России изначально и не стал сеяться. А сейчас подходит лук, баклажаны, перец. Люди в лёгкой панике. При таких ценах проще урожай оставить в полях.
Можно было создать антикризисный штаб из людей с земли, которые распишут проблемы людей и станут звеном в решении проблем? Можно. Создали? Нет. Приезжали большие начальники их Москвы, с кучей охраны, посидели в столице региона, поговорили, уехали, ещё в апреле-мае. Результата ноль. Я даже не говорю о себе, я тут всего лишь с марта, хоть и объехал весь регион и месяцами общаюсь с фермерами, видя всю историю от посевной до уборки, но я человек пришлый. Но даже к местным никто не приезжал и не разговаривал.
Дальше уголь. В Тг-канал радуются, что Европа скоро замёрзнет. Ребята, хозяйствам в Херсонской области нечем топиться зимой. Сейчас уголь стоит по 14-16 тысяч гривен за тонну. Это 21-24 тысячи рублей. На зиму нужно 5 тонн на дом. Стоило 6-8 тысяч гривен по курсу 2.5, т.е. 15-21 т.р. Рост небольшой, но сейчас у людей нет денег. Тут тоже нужна помощь государства. Люди в панике как прожить зиму. Настроения массовые от совсем бедных слоёв пенсионеров до людей среднего уровня жизни (довоенного). Кто-то озаботился этими проблемами? Люд прямо говорят, если вы до референдума, где мы должны проголосовать «правильно» на нас болт забили, что же будет после?
Что делает в это время Россия в регионе по референдуму? Печатает листовки и отправляет агитаторов с сёла. Это для несовсем лояльного населения, которое 30 лет кормили обещаниями и систематически кидали. Как вы думаете, какой будет исход референдума? А если результат будет такой же как в Минске в 2020м году, то это может вызвать социальный взрыв.
Согласно данным проведенного опроса, подавляющая часть населения Запорожской и Херсонской областей хотят видеть свой регион в составе России. По данным ИНСОМАР, об этом заявил 71 процент опрошенных в Запорожской области и 63 процента — Херсонской. Еще 6 и 7 процентов участников опроса выступили за то, чтобы регионы стали самостоятельными государствами, затруднились ответить 17 и 19 процентов граждан. Отмечается, что исследователи учли ответы 1000 граждан, проживающих в упомянутых областях.
По поводу войны, то было четкое понимание, что Украину вели к сдаче, все разведки мира прямо убеждали, что неделя максимум и росвойска уже на границе Польши, далее, как я думаю, должно быть было запущено военное положение в Евросоюзе, зеркально военное положение в россии и на той территории, которую она оккупировала, далее аналогичные процессы в Азии, и потом под этот шумок все права людей под ноль, запрет собраний, цензура — и началось бы введение всего того, что сейчас так медленно пытаются протянуть — цифровая пайка, ограничения потребления, ограничение прав, медицинский террор, лагеря для несогласных и так далее. Но Зе не уехал (это странно), хотя ему так настойчиво указывали на Варшаву, народ начал сопротивление, не поняв, что ему указывали на ожидание сдачи (солдаты просто начали стрелять), и Запад 2 недели просто молчал (это было заметно), ожидая сдачи, и когда этого не случилось, то выбрал стратегию поддержки Украины, но уже "не по плану". И сейчас не знает, что делать, поэтому поддерживает, чтобы ни туда, ни сюда. Эти события сбили с толку и Азию с их планами. И теперь перед нами будущее — это не цифровой или медицинский концлагерь с отдельными карцерами для несогласных, а неопределенность вплоть до глобальной ядерной войны, так как планы нужно было реализовать быстро, чтобы люди не успели адаптироваться.
Сейчас из Украины выехали навсегда около 5 млн человек, причем обычно это наиболее слабые волей и пугливые, а остались те, кто способен жить под постоянным давлением и постоянной угрозой или те, кому некуда деваться. Я думаю, что если Украина выстоит, как государство и социум, доказав тем самым свою способность жить под давлением и постоянной угрозой, то она станет местом, куда начнут перемещаться адекватные люди со всего мира, потому что мир идет вразнос и хаос на всей его территории я считаю неизбежным, просто мы (Украина) проходим этот период первыми еще относительно лайтово, так как у нас четко видно, кто свой, а кто враг, а в других странах чаще всего все перейдет в гражданские войны, когда все всем враги, т.е. всеобщий хаос и полная неопределенность будущего, так как все развитые общества слабы и инфантильны.
— Ты задумывался о том, как мы станем послевоенные сращивать раны на новых территориях?
— У меня нет ощущения, что мы не справимся. Мы заезжали в прошлом году в Запорожскую и Херсонскую области. Все довольно просто: самые отпетые враги уехали, осталось мирное население. В половине украинских областей так и будет. Я помню чеченские войны, и помню, какая там концентрированная была к нам ненависть. Она просто в воздухе висела. Спустя двадцать лет приехал в Чечню — все иначе.
Большинство людей, слава богу, нацелены на жизнь. И они будут жить дальше.