Статья из CNN
Небезынтересно тем, что они думают :
У царя вдруг может не быть одежды. Это была потрясающая неделя по обе стороны границы Украины и России.
То, что осталось от занавеса, защищающего достоинство российских военных, было отдернуто, и это определенно не второе место по силе в мире.
Вывод войск России из окрестностей Харькова - запланированная "перегруппировка", о которой некоторые государственные СМИ даже не осмелились упомянуть, - возможно, более значителен, чем ее более ранний крах позиций вокруг украинской столицы Киева. Эти подразделения окопались в течение нескольких месяцев, эффективно защищая свои позиции - чему CNN был свидетелем в течение недель, проведенных вдоль основных дорог к северу от Харькова, - и порой находились буквально в нескольких минутах езды от российской границы.
То, что Москва не могла содержать силы в такой болезненной близости от своей собственной территории, красноречиво говорит о реальном состоянии ее цепочки поставок и вооруженных сил. Это почти так, как если бы эти отступающие подразделения вернулись в пустоту, а не к ядерной державе, которая в феврале ожидала, что захватит своего соседа в течение 72 часов.
Во-вторых, российские подразделения, по-видимому, не осуществили тщательного и осторожного вывода войск. Они бежали, оставив позади как броню, так и драгоценные оставшиеся запасы боеприпасов. Разведывательный сайт Oryx с открытым исходным кодом подсчитал, что со среды по воскресенье было оставлено по меньшей мере 338 истребителей, танков или грузовиков.
Очаги российских войск могут остаться, чтобы преследовать украинские силы в ближайшие недели, но характер линии фронта безвозвратно изменился, как и ее размеры. Киев внезапно ведет сейчас гораздо меньшую войну, на значительно сокращенной линии фронта, против врага, который также кажется намного меньше.
Действительно, российская армия теперь полагается на принудительную мобилизацию и пленных для пополнения своих истощенных рядов. Украина действовала довольно хирургически, нанося удары по маршрутам снабжения, чтобы отрезать и без того истощенные подразделения, выявляя те, которые были наименее подготовлены и укомплектованы. Это было ошеломляюще эффективно и быстро.
Так что же дальше? Если мы не увидим заметного разворота событий, заявка России на захват всей Донецкой и Луганской областей окончена. Херсон по-прежнему остается центром постоянного давления со стороны Украины. И вдруг возвращение к границам, украденным Россией в 2014 году, не кажется надуманным.
В течение нескольких месяцев общепринятая мудрость заключалась в том, что Россия "никогда не позволит этому случиться". Но сейчас Крым выглядит странно уязвимым - он соединен с Россией сухопутным коридором, который проходит вдоль Азовского моря через береговую линию Мариуполя, и открытым мостом через Керченский пролив. То, что осталось от чрезмерно растянутых, истощенных, плохо снабженных и оснащенных сил Москвы в глубине Украины, может столкнуться с таким же смертоносным окружением, как и ее цепочка поставок вокруг Харькова.
Как бы далеко ни зашел сейчас Киев, динамика европейской безопасности кардинально изменилась. Россия больше не является ровней НАТО.
На прошлой неделе Россия даже не была ровней своему вооруженному НАТО соседу - державе, занимающейся в основном сельским хозяйством, и это было совсем недавно, в декабре, - которую она медленно мучила в течение восьми лет. Министерство обороны Соединенного Королевства заявило в понедельник, что элементы Первой гвардейской танковой армии России - элитного подразделения, предназначенного для защиты Москвы от любого нападения НАТО, - были частью хаотичного вывода войск из Харькова. Они побежали.
Оборонные бюджеты государств-членов НАТО в течение многих лет медленно приближались к предлагаемым 2%. Но действительно ли понадобятся эти миллиарды, чтобы противостоять армии, которая нуждалась в снарядах из Пхеньяна всего после шести месяцев пребывания в Украине?
Также было бы ошибкой неверно истолковывать молчание внутри России - если не считать нескольких критически настроенных аналитиков, политиков и ток-шоу - как признак затаившейся остаточной силы, которая вот-вот выйдет на волю. Это не та система, которая способна смотреть на себя в зеркало. Кремль хранит молчание по этим вопросам, потому что он не может столкнуться с пропастью между своими амбициями и риторикой и неряшливыми, голодными наемниками, которых он, похоже, оставил без присмотра вокруг Харькова.
Тот факт, что они не говорят о своих ошибках, усиливает их. Колесо обозрения, которое президент Владимир Путин открыл в Москве в выходные, не становится невидимым, когда оно ломается и не может вращаться. То же самое можно сказать и о монолитной и бескомпромиссной силе, которую пытается продемонстрировать Путин: когда она рушится, это происходит не наедине.
Самые вопиющие внешнеполитические ошибки последних столетий были порождены высокомерием, но сейчас Европа стоит перед рядом суровых решений. Будут ли они продолжать давить до тех пор, пока Россия не попросит мира, который оставит ее соседей в безопасности и снова откроет энергетические трубопроводы? Или они сохраняют старую ошибочную логику, согласно которой униженный, раненый медведь еще более опасен? Будет ли возможный преемник Путина - насколько нам известно, такового нет - стремиться к разрядке отношений с Европой и ставить во главу угла российскую экономику или докажет свою состоятельность еще одним безрассудным, жестким актом жестокого милитаризма?
Это также ключевой момент для нераспространения и ядерной мощи в эпоху после окончания холодной войны. Что делает ядерная держава, когда она уязвима и ей не хватает убедительной обычной мощи? Россия сейчас не сталкивается с экзистенциальной угрозой: Его границы остаются нетронутыми, а его вооруженным силам мешает лишь жестокая случайность выбора. Но, похоже, он близок к пределам своих обычных возможностей.
Это было бы красноречивым подтверждением теории взаимного гарантированного уничтожения, которая всегда определяла эпоху ядерных вооружений, если бы оружие, которое могло бы покончить с миром в том виде, в каком мы его знаем, не обсуждалось. Это также добавило бы вероятности, вновь вызванной полной поддержкой Украины Западом, что ужасы Афганистана, Ирака, Сирии и Украины не нанесли непоправимого ущерба моральному и стратегическому компасу Запада, и все еще не наивно надеяться увидеть эти ценности в действии.
Ps
Похоже они не помнят как драпали из Афганистана))))
Безвозвратно