Бибисяи удивили. Несмотря на известные выпады - как можно без них - всё-таки немного обратили внимания и на тяготы Донецка.
"Украинцы сказали, что у них началась война. Донбассу было очень обидно". Как живет Донецк и что там думают о войне
30 июня
Для жителей Донецка 24 февраля ознаменовало новый этап ставшей уже привычной войны. Они замечают, что обстрелы стали массивнее и продолжительнее, но обижаются, когда люди высмеивают “известную фразу про восемь лет”. Те, кто поддерживают Украину, предпочитают лишний раз об этом не говорить; те, кто за Россию, - винят местные сепаратистские власти и завидуют Мариуполю, которому сейчас “все внимание”.
// www.bbc.com
Я через это все уже проходила, поэтому прекрасно представляла себе, что чувствуют другие. К 2022 году мы накопили огромный опыт. До 24 февраля в городе были "безопасные районы", по которым снаряды не прилетали. Сейчас таких районов нет. Снаряды падают рядом с соседними домами. Опасно везде: на улицах, в квартирах, в подвалах", - говорит Лиза.
На отдельно падающие снаряды Лиза почти не обращает внимания, говорит о них буднично, как о неотъемлемой части жизни. "Если перед этим около восьми часов летало и взрывалось все, трясся дом, прыгала мебель, то одиночный прилет как-то совсем не волнует".
У Ксюши и Саши дома нет воды. Когда воду ненадолго дают, из крана течет темно-коричневая струя с неприятным запахом.
Во многих районах города горячую воду и отопление отключили еще в марте. А холодная вода пропала месяц назад. Местные с опаской ждут осени: если водоснабжение не наладят, не будет и отопления. Ксюша говорит, что хотя бы об этом она не волнуется: в доме есть старенькая печка.
Питьевую воду в Донецке в основном покупают. До 24 февраля вода стоила полтора рубля за литр, а сейчас - 4 рубля. Ксюша с мамой и другими детьми иногда ходит к роднику - если не обстреливают.
"С водой мы справляемся, потому что график какой-никакой, а есть, - считает копирайтер из Донецка Анна. - Люди набирают воду, покупают питьевую, а также ходят в специальные пункты раздачи технической воды. Сейчас активно идут работы по строительству дополнительного водопровода".
Донецк, считает Анна, разнородный: в одном районе есть и свет, и вода, и газ, в другом - ничего нет. "Например, Петровский район, что на линии фронта, не страдает от отсутствия продовольствия, но у них постоянные перебои электричества, газа и связи. Поселок шахты Трудовской уже давно сидит без света, газа, связи и воды. Им помогают волонтеры, которые, рискуя жизнью, привозят помощь. В это же время Ворошиловский район почти круглосуточно получает воду, у них есть свет, газ и интернет. Наши службы работают очень хорошо без преувеличения, потому что даже после обстрела они сразу выезжают на место и чинят".
Самопровозглашенные власти "Донецкой народной республики" Александра критикует. Говорит, что обещали включать сирены, предупреждающие об обстрелах, но сирен она ни разу не слышала: за несколько лет местные на слух привыкли определять, входящий это залп или исходящий. Александра жалуется, что власти не позаботились и о дополнительных подстанциях, а также о резервуарах с питьевой водой: "Если бы власть слышала людей, все было бы по-другому. Здесь никогда не будет услышан глас народа".
Александра, несмотря на недовольство ДНРовцами, горячо поддерживает российских военных.
"У меня тетка на Украине живет. Она говорит: "Свои своих не могут обстреливать", - Александра разводит руками. - Ну, к украинцам у многих есть жалость, ибо они правды не знают. А вот к России отношение дончан стало лучше. Если бы не Россия, эта "глухая" до 24 февраля война неизвестно сколько бы еще шла. Думаю, Россия не видела смысла подливать масло в огонь. А спустя время, видя, что Украина здравого смысла не набирается, восемь лет договориться о мире не может, плюс еще собиралась наступать на нас, Россия решила: ну сколько можно этих договоров о переговорах бессмысленных. Если бы Россия не вошла в ДНР, было бы, я считаю, намного хуже".
На вопрос, почему она считает, что Украина "не может договориться" и "собиралась наступать", Александра даже не хочет отвечать
"Конечно, нам жаль простых людей, попавших в эту мясорубку. Но был один момент после 24 февраля, который поверг нас в шок: украинцы сказали, что у них началась война. Мы задались логичным вопросом: а что было до этого? Известная фраза про восемь лет была высмеяна, а смерти людей там и тут стали активно сравнивать, говоря, что у нас были не сильные бомбежки. Донбассу было очень обидно за такое равнодушие со стороны наших бывших сограждан. Бывших - это от себя скажу, потому что после этого потока ненависти в наш адрес не хочется больше иметь с этими людьми ничего общего", - говорит Анна.
Сейчас жители Донецка любят сравнивать свое положение с ситуацией на новых оккупированных территориях.
Александру из Петровского района задевает, что в захваченных Россией городах Херсонской и Запорожской областей начали быстро выдавать российские паспорта. Несколько лет назад Александра сама получала российский паспорт: месяцами собирала документы, стояла длинные очереди и выезжала в Россию. "Сколько несправедливости в этом плане", - считает она.
Донецкий пекарь Оксана возмущена, что мобилизованные мужчины уехали воевать в Херсон, Мариуполь и Харьков, в то время как Донецк оказался под ударом. Она уверена, что у пророссийских сил были все шансы захватить - или, как говорят в России, "освободить" - эти территории еще в 2014 году. Но, сетует Оксана, зачем-то "дали Украине семь лет, чтобы подготовиться и окопаться".
Поведение донецких политиков также вызывает у людей вопросы.
"Пушилин разве пример мужества? Полководец? Где он? - спрашивает Оксана. - Почему нет обращений правительства республики к дончанам? Нас с землей ровняют, а он в Питере из пушечки стреляет. Власть предержащие и их прихлебатели живут, а народ выживает. Дочь Пушилина в Дубае. А раненых мобилизованных лечить за счет государства отказываются. Если я уеду, я теряю рабочее место. Жить в России одной с второклассником с моей профессией - невеселое удовольствие. Да и российская бюрократия легендарна - к врачу не попасть. На начальный взнос ипотеки у меня средств нет. Очень страшно за будущее".
Александра поддерживает: "Почему сейчас в Мариуполе налаживается жизнь, а в родном городе до сих пор гибнут люди?"
Школьный учитель Наталья тоже считает, что "сейчас в Мариуполе намного лучше, чем в Донецке": "Им вся помощь и внимание. А то, что Донецк в огне, - то не в счет".
Ну и конечно бибисяи не были бы бибисяями, если бы не задействовали антисоветскую ноту:
Он вспоминает, как однажды ехал на машине и увидел на перекрестке, где обычно висел рекламный щит, установленную красную звезду с флага СССР. "Они [самопровозглашенные власти города] даже не скрывают своей любви к Советскому Союзу. Повсюду есть символика, даже памятник Сталину установили на территории сепаратистов".
Обороты - блеск. "Они даже не скрывают...". Т.е. по умолчанию предполагается, что если ты ненароком
подхватил триппер любишь Советский Союз, это в приличном обществе просто-таки необходимо скрывать порядочному человеку.
С другой стороны, это может быть как тупостью, так и журнотроллингом. Ведь просто сказать, что в ЛНР-ДНР с любовью относятся к СССР - это "фу", это "бе", это моветон, это могут и не пропустить, а если и пропустят, так на тебя коситься будут. А если так, ненавязчиво эдак,
осудить дончан за любовь к СССР - это уже можно, это комильфо! Хотя
информация до читателя донесена та же самая, и sapienti sat.