Сегодня часто можно услышать употребление термина «финляндизация» в негативном контексте применительно к советскому пространству и отдельным странам, входящим в него. Что же означает этот термин? И как Финляндия сумела дать название целому явлению в международных отношениях? Истоки финляндизации В 1947 году СССР и Финляндия, вступившая в 1941-м в войну против советов на стороне Германии, заключили Парижский мирный договор, подтверждавший условия Московского договора 1940 года, по которому Финляндия передавала Советскому союзу часть Южной Карелии с Выборгом и область Петсамо. Этот документ также предусматривал обязательство сторон не заключать союзов и не участвовать в коалициях, направленных друг против друга. Через год между двумя государствами был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в преамбуле которого подтверждалось «стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав». Таким образом, Финляндия фактически стала нейтраль
// zen.yandex.ru
В 1947 году СССР и Финляндия, вступившая в 1941-м в войну против советов на стороне Германии, заключили Парижский мирный договор, подтверждавший условия Московского договора 1940 года, по которому Финляндия передавала Советскому союзу часть Южной Карелии с Выборгом и область Петсамо.
Этот документ также предусматривал обязательство сторон не заключать союзов и не участвовать в коалициях, направленных друг против друга.
Через год между двумя государствами был заключен Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, в преамбуле которого подтверждалось «стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав».
Таким образом, Финляндия фактически стала нейтральным государством в эпоху холодной войны. Она не вошла ни в один из военно-политических блоков и смогла избежать и «советизации», и превращения в первые послевоенные годы в государство «народной демократии», как это произошло с восточноевропейскими странами.
Американский историк и политолог Вальтер Лакер в своей книге «Политическая психология умиротворения» выделяет несколько обязательств Финляндии по отношению к СССР, не все из которых были прописаны в договорах 1947-1948 годов.
Прежде всего, Финляндия не могла выступать с внешнеполитическими инициативами, которые шли бы вразрез с интересами СССР и должна была регулярно выражать поддержку действиям Москвы на международной арене. Хельсинки соблюдал свои обязательства в самые критичные моменты холодной войны.
Например, в 1956 году во время голосования в ООН по вопросу вывода советских войск из Венгрии финское правительство не присоединилось к большинству, указывая, что согласие по этому вопросу должно быть достигнуто, в первую очередь, между советским и венгерским правительствами. А в 1971 году, высказываясь по поводу событий 1968-м в Чехословакии, финский министр иностранных дел Вяйнё Лескинен назвал преодоление кризиса, возникшего между двумя блоками в результате Пражской весны, «триумфом европейского взаимопонимания».
Что касается экономики, Финляндия была свободна в выборе своей социально-экономической системы, но при этом должна была поддерживать тесные отношения с СССР и странами-участниками Совета экономической взаимопомощи. Во внутренней политике также ощущалось влияние советско-финских отношений.
Политическая система государства развивалась по западному образцу. Однако, по словам Лакера, Хельсинки придерживался политики «самоцензуры» в своих внутренних делах, чтобы не обострять отношений с соседом. Это, в частности, предусматривало запрет на унижение иностранного государства «в печатной продукции, статьях, рисунках или при помощи других средств выражения».