Цена неприкосновенности олигарха Владимира Лисина
От саботажа Кремля до финансирования украинской армии
Пока одни олигархи пытаются реструктуризировать бизнесы и безуспешно оспаривать санкции, другим пока все сходит с рук. И если санкционную «неуязвимость», к примеру, Владимира Потанина можно объяснить тем, что от его никеля и палладия зависит пол мира, то благосклонность европейцев и американцев к владельцу сталелитейной компании НЛМК Владимиру Лисину не может не вызывать вопросы.
Но если проанализировать поведение олигарха последнего времени, даже по данным открытых источников, все встает на свои места. Так, олигарх, заработавший свое состояние в России, старательно избегает встреч с представителями российской власти, а также саботирует встречи с президентом – не было его ни на встрече с бизнесом в Кремле вечером 24 февраля, ни на онлайн-совещании о состоянии дел в отечественной металлургии под председательством Владимира Путина 20 апреля.
Впрочем, молча дистанцироваться от Кремля было бы недостаточно для властей ЕС. В начале апреля Владимир Лисин распространил в российских и зарубежных СМИ заявление, где он открыто осуждает спецоперацию, критикует принимаемые правительством антикризисные меры и оправдывает введение санкций против России и своих коллег, представителей крупного российского бизнеса как «альтернативу силовым действиям» - слова, которые можно было бы с успехом вложить в уста еврокомиссару.
В результате санкций целые отрасли российской экономики попали в тяжелое положение. Не стала исключением и металлургия – большинство «коллег по цеху» Лисина, в отличие от него, попали под жесткие ограничения. А дело в том, что г-н, Лисин, который давно находится за пределами России, в своем замке в Шотландии, нашел выходы на самого Владимира Зеленского, который пролоббировал его интересы в Евросоюзе и США, причем сделал это отнюдь небесплатно. На Украине официально заявили, что с начала войны фонд украинского олигарха Рината Ахметова и связанные с ним структуры с начала спецоперации передали более 72 млн. долл на нужды Вооруженных сил Украины. По данным источников из окружения Лисина, несколько десятков миллионов долларов в этой помощи Ахметова – это деньги российского бизнесмена. И есть все основания полагать, что эти деньги пойдут отнюдь не на помощь беженцам, а на финансирование армии противника России, а также осядут в кармане «слуги народа».
Благодаря этому «пожертвованию», Лисин не попал в «первую волну» санкций. Правда, и в Европе у олигарха есть оппоненты.
Сталелитейный гигант Arcelor Mittal требует ввода санкций, предполагающих полное закрытие европейского рынка от российской стали, единственным поставщиком которого на сегодняшний день остается НЛМК Лисина. Подчиненные Лисина из НЛМК подготовили петицию в ЕС, где подробно расписывают, что Лисин выступает против спец операции, публично выступает с этой позицией (например, на сайте стрелкового союза, главой которого до последнего времени был Лисин, открыто говорится, что на встрече с главой МОК Томасом Бахом и на открытии Кубка мира по стрелковому спорту в Каире, он выступил с осуждением военных действий), а также оказывает значительную финансовую помощь Украине, и поэтому санкции против него нецелесообразны, рассказывают источники из компании олигарха. Этот документ вместе с очередной проплатой в размере 50 млн долларов передадут, либо уже передали Зеленскому, который играет важную роль в составлении санкционных списков.
Такие как Лисин должны помнить, что оказание финансовой помощи врагу во время боевых действий, по закону, внесенному в Госдуму, в ближайшее время будет квалифицироваться как госизмена.
Лисин – не единственный олигарх, который ведет такю деятельность. Активно жертвует на нужды Украине и Роман Абрамович, за которого в суде по пересмотру санкций официально заступился сподвижник Зеленского Давид Арахамия. При этом Глава Минфина Канады Христя Фриланд на саммите G7 предложила поставить такую работу на поток – снимать санкции с «российских олигархов» в обмен на перечисление денег украинским властям, а значит – в обмен на измену Родине.