Реклама Google — средство выживания форумов :)
Как сообщает РИА Новости со ссылкой на результаты опроса, проведённого после признания независимости ЛНР и ДНР 27 февраля, 71% жителей страны склонны доверять президенту России. На 20 февраля такого мнения придерживались 60% респондентов.
Не доверяют Путину 18% россиян против 29% жителей страны по состоянию на 20 февраля.
Опрос проводился в 104 населённых пунктах России в 53 субъектах федерации среди 1500 человек.
21 февраля президент России Владимир Путин подписал указ о признании независимости ДНР и ЛНР, а спустя три дня объявил о начале специальной военной операции на Украине.
Дорогой Фейсбук,
Пока нам еще не пришла пора прощаться, я, по примеру Tatyana Cherkashina и Alexey Bessudnov, взглянул на результаты прославленного опроса ВЦИОМа об одобрении «военной спецоперации» России (63,5% за, 27,8% против, 8,8% затруднились) и, в рамках нормального для обсессивно-компульсивного трудоголика способа совладания с паникой, сел его обсчитывать.
Некоторые занимательные результаты на картинке ниже. ВЦИОМ фиксировал пол респондентов, возраст, уровень образования, федеральный округ проживания и тип поселения, самооценку уровня доходов, занятость (учится, работает и учится и т.д.), сектор занятости, а также задавал вопросы о том, с какой частотой они смотрят телевизор и сколько времени проводят в Интернете). На картинке – отношения шансов для полярных групп одобрять/не одобрять «спецоперацию» (для тех, кому нужна справка: отношение шансов вычисляется по формуле p/(1-p) для группы А поделить на p/(1-p) для группы B, где p – вероятность интересующего нас события; так, если в группе А вероятность встретить одобрение Х равна 60%, а неодобрение – 40%, а в группе B – наоборот, 40% за, 60 %- против, то отношение шансов равно (0.6/0.4)/(0.4/0.6), что дает нам 2,25; если вероятности для обоих групп равны, то коэффициент равен 1).
По оси X отложены отношения шансов для выбора ответа «не одобряю» для каждого фактора по отдельности. Для возраста, типа поселения и доходов указаны полярные категории – (для остальных категорий уровни одобрения расположены где-то между ними).
Как и отмечали ученые коллеги, видно, что самый большой контраст обнаруживается между возрастными группами – среди людей старше 60, на 10,6% не одобряющих приходится 83,3% одобряющих. Для людей младше 30 – на 37,5% одобряющих приходится 50,7% не одобряющих. Второй сопоставимый контраст относится к телевиденью: среди тех, кто смотрит телевизор каждый день, 79,5% одобряют (против 13,4% не одобряющих). Среди тех, кто его не смотрит вообще – 52,3% не одобряют (против 36,4% одобряющих). Статистическое влияние всех остальных факторов оказывается существенно ниже. Пол вовсе не значим, а образование, тип населенного пункта (город свыше миллиона vs. поселение менее 50 т.) и доходы – значимы, но не слишком важны (надо отметить, что те, кто оценивал свое материальное положение как плохое или очень плохое значимо менее склонны одобрять текущие события, чем те, кто доволен своим). Аналогично, использование Интернета не так важно, как отказ от телевизора.
Можно предположить, что все эти факторы действуют не изолировано: скажем, влияние возраста может быть опосредовано изменением предпочитаемых каналов коммуникации между поколениями. 52,8% людей младше 30 сказали, что они не смотрят телевизор вообще, и, соответственно, недоступны для идеологических сигналов, которые оттуда поступают. С другой стороны, если неприятие действий российского руководства все-таки связана с возрастом, то отрицательная корреляция с телевиденьем может быть ложной.
Чтобы понять, какие переменные оказывают прямое влияние, можно использовать всевозможные множественные регрессии. Я использовал самую простую – логистическую. По оси Y отложены влияния всех тех же самых факторов, но при контроле по всем остальным – скажем, мы видим отношение шансов одобрять «спецоперацию» для представителей самой старшей и самой младшей категории, при условии, что во всех остальных отношениях они идентичны – у них один и тот же уровень образования, один и тот же уровень доходов и т.д.
Видно, что отношения шансов для возраста и телевиденья снижаются – их влияние действительно пересекается друг с другом. Тем не менее, оно остается в диапазоне 5 – 5.5, что значит, что обе переменные оказывают независимое и существенное влияние. В случае с телевиденьем, это влияние может быть результатом восприятия транслируемых российскими каналами идеологических установок. С другой стороны, разумеется, отношение к нему может быть следствием политических установок – и в этом смысле нельзя быть уверенным, что отказ его смотреть – это причина, а не следствие критического отношения к действиям российских властей. Ситуация с возрастом также нетривиальна, поскольку в одномоментом замере нельзя определить, имеем мы дело с эффектом поколения (младшие считают неприемлемой ту политическую логику, которой руководствуются старшие) или жизненного цикла (нынешние идеалисты со временем превратятся в суровых реалистов). Второе выглядит сомнительным, но придется еще долго ждать, чтобы прийти к надежным выводам.
Существенно, что российское общественное мнение далеко от монолитности. Если вам нет 30, вы живете в большом российском городе, имеете высшее образование и не смотрите телевизор, то вероятность того, что вы не поддержите действия российской армии превышает 80%. Поскольку наш круг общения в значительной ограничен людьми нашего возраста, живущими в той же местности, имеющими сходное образование и привычки, это значит, что представители определенной – и совсем немалочисленной – просто не видят среди своих друзей никого, кто одобрял бы действия российской армии, а единственные, с кем они могут поспорить по данному поводу- это старшие родственники (и то, учитывая данные, показывающие высокую воспроизводимость политических взглядов между поколениями внутри семьи, не обязательно). Ирония, разумеется, состоит в том, что именно эта среда имеет все шансы первой ощутить на себе последствия нынешних санкций.
И последнее. 8,8% опрошенных, затруднившихся с ответом, странным образом гораздо больше похожи на тех, кто «против», чем на тех, кто «за». Средний возраст одобряющих – 50 лет, не одобряющих – 39 лет, затруднившихся – 42 года. Среди тех, кто не смотрит телевизор, затруднились с ответом 11,2% (среди тех, кто смотрит каждый день свыше 4 часов – 5,2%). Среди тех, кто пользуется Интернетом каждый день свыше 4 часов, затруднилось 10,2% (а среди тех, кто вовсе им не пользуется – 4,5%). Похоже, что «Затрудняюсь» состояло из двух примерно равных долей – «Правда, затрудняюсь» и «Не хочу говорить», причем «Не хочу говорить» чаще встречалось среди тех, кто чувствовал, что отклоняется от линии партии. Иными словами, преобладание одобряющих среди респондентов ВЦИОМа могло быть ощутимо ниже, чем в опубликованных цифрах. Заметим, что ВЦИОМ предоставляет только данные законченных интервью, не сообщая, какая доля тех, с кем интервььюеры контактировали, вообще стали отвечать на вопросы, и сколько – перестали, когда поняли, о чем их будут спрашивать – хотя на каждом из этих этапов мог происходить подобный самоотбор по зависимой переменной. В этом смысле, к итоговым цифрам приходится относится с известным скептицизмом; однако компульсивные невротики определенного свойства не могут быть не благодарны ВЦИОМу за возможность обнаружить за картиной консенсуса занимательные нюансы.
«Для предотвращения вывода средств с российского финансового рынка и для поддержания финансовой стабильности Банк России временно приостановил переводы со счетов нерезидентов юридических и физических лиц из ряда стран на счета за рубежом», — приводит ТАСС сообщение ведомства.
Кроме того, российский регулятор ограничил переводы для иностранных граждан без открытия счёта суммой в $5 тыс.
Отмечается, что соответствующая мера не коснётся российских граждан и граждан из стран СНГ.
Напомним, согласно указу президента России Владимира Путина, с 1 марта запрещается зачисление резидентами страны иностранной валюты на свои счета или вклады в зарубежных банках.