Реклама Google — средство выживания форумов :)
«Президент никак не дифференцировал [какой именно газ имеется в виду] – трубопроводный или [СПГ]. Но поручение было Газпрому. Это директива Газпрому. Это международная компания, где главным собственником является государство, поэтому такая директива Газпрому дана. Про «Новатэк» президент ничего не говорил», – пояснил представитель Кремля, передает ТАСС.
В среду президент Владимир Путин объявил, что Россия отказывается принимать оплату за поставки природного газа в скомпрометировавших себя валютах, в том числе долларах и евро, оплата за топливо будет приниматься рублями. Глава государства подчеркнул, что изменения по газовым контрактам с недружественными странами коснутся только валюты платежа, при этом Россия продолжит поставлять природный газ в зафиксированных в контрактах объемах, в соответствии с контрактными ценами и принципами ценообразования
Решение России перевести оплату газовых поставок на рубли вместо валюты является, по сути, ультиматумом. «Это решение касается не только новых контрактов, но и действующих контрактов с Газпромом, где прописано в какой валюте происходят взаиморасчеты – в долларах. Переход на рубли потребует изменения контрактов с европейскими компаниями. Россия ставит ультиматум: либо мы вам продаем газ за рубли, либо не продаем никак», – считает Игорь Юшков.
Теперь Газпрому предстоят сложные переговоры по каждому конкретному долгосрочному контракту с европейскими компаниями. У них есть на выбор две опции. Первая – европейцы могут признать ситуацию, связанную с санкциями против России (в том числе против ее золотовалютных резервов и банков), форс-мажором, сесть за стол переговоров с Газпромом и изменить условия контракта в части валюты оплаты поставок.
Второй вариант – европейская страна может расценить это как нарушение контрактных условий и отказаться платить в рублях. Это означает разрыв соглашения с Газпромом и нулевые поставки российского газа. Это самый негативный сценарий для России.
«С другой стороны, это огромные риски для самой Европы, которая не в состоянии полностью отказаться от российского газа и не сможет этого сделать как минимум в течение ближайших нескольких лет.
Зависимость европейских стран от российского газа наиболее серьезная. Заменить его объективно нечем. Именно поэтому решение о переводе расчетов на рубли принято по газу, а не по другим энергоносителям»,
– говорит Громов.
В мире нет другого газа для замены российского – это факт, который сама Европа вынуждена признавать. Буквально в среду канцлер Германии Олаф Шольц заявил, что Европа устранит свою энергетическую зависимость от России, но делать это сразу же означало бы погрузить ее в рецессию, рискуя сотнями тысяч рабочих мест и целыми промышленными секторами.
Но ЕС ультимативному предложению Москвы, конечно, не обрадуется. Громов ждет, что со стороны Европы следует ожидать град обвинений и давления. Однако расчет российской стороны идет явно на то, что большая часть европейских стран не решится пойти на экономическое самоубийство и согласится на новые правила игры, навязанные Россией.
«Нельзя сказать, что завтра все наши недружественные партнеры выстроятся в очередь за российскими рублями для оплаты газовых поставок. Предстоит непростой период адаптации к этому решению в ближайшие семь–десять дней. Возможно, что некоторые страны, с которыми у Газпрома есть долгосрочные контракты, потребуют их расторжения. Какие именно – время покажет», – не исключает Громов.
По его словам, на это могут пойти, например, страны, у которых контракт с Газпромом заканчивается в декабре 2022 года – это Польша и Болгария. «Однако каждая из этих стран при принятии такого решения столкнется с острым экономическим вопросом: где она возьмет другой газ взамен российского, чтобы обеспечить им свою экономику? Если происходит разрыв контракта, то сразу возникает дефицит газа в конкретной стране, рост цен на газ и далее по цепочке удорожание всего. Потому что энергоноситель влияет на всю цепочку товаров и услуг», – говорит Громов.
По его словам, европейские страны встанут перед сложным политическим и социально-экономическим выбором. Отказ оплачивать российский газ рублями спровоцирует внутренние экономические и социальные проблемы в конкретных странах.
«Возможно, что газовый ультиматум России связан не столько с газовой сферой, сколько с желанием заставить европейцев разморозить украденные золотовалютные резервы Центрального банка России», – не исключает Игорь Юшков.
Кроме экономических целей – поддержать рубль и финансовую систему, Россия может преследовать также геополитическую. Решение перевести продажу газа на рубли – это повышение ставок со стороны Москвы для усиления собственной переговорной позиции по украинскому вопросу, не исключает Юшков.
«Мы видим, что по украинской истории стороны продвигаются к какому-то соглашению, которое поставит точку и станет началом для развития новых отношений с Западом. Ясно, что переговоры ведутся не в формате Россия и Украина, а в формате Россия – Запад, хотя это происходит формально в форме российско-украинских договоренностей. Логично, что стороны повышают ставки и пытаются укрепить свои переговорные позиции в преддверии подписания документа»
«Перевод расчётов за газ в национальной валюте России позволит российской топливной отрасли рассчитывать на бесперебойное поступление экспортной выручки, а федеральному бюджету — на стабильные налоговые платежи», — приводит ТАСС сообщение.
Как подчёркивается, данная мера, «без сомнения, будет способствовать повышению роли рубля в международных расчётах».