Хорошая подборка, характерная такая:
Читатели пишут, что за 12 лет сталинской индустриализации уровень жизни населения упал примерно втрое — цены выросли в 15 раз, а зарплаты — только в 5 раз. С высоты птичьего полёта картина понятна — индустриализация проводилась путём выжимания досуха советских крестьян, которыми Сталин решил…
// olegmakarenko.ru
Олег Волк-Леонович. Письмо колхозников в редакцию газеты «Социалистическое земледелие» (апрель 1952):
«Вы, наверное, знаете положение в нашем районе, оно во всех колхозах очень и очень плохое. Колхозники на трудодни ничего не получают, а если и получают, то по нескольку грамм. В колхозе сеять нечего, семян нет, а из рабочей силы остались одни старики, а молодые разбежались кто куда, и работать совсем некому, скот кормить нечем, кормов нет, и он гибнет.
Настроение у колхозников очень плохое. Те, которые ещё остались, стремятся тоже куда-нибудь бежать, так как на трудодни уже несколько лет почти ничего не получают. Что было в хозяйстве, всё прожили, все ждали что-нибудь лучшее, но из года в год на трудодни ничего не приходится.
Мы читаем газету, там пишут, что в некоторых колхозах живут хорошо, мы не знаем, правда это или врут, но мы хорошего ничего не видим и работаем даром и дожили до того, что дальше жить невозможно. Придётся нам, наверное, бежать. Мы обращаемся в редакцию газеты с тем, чтобы выехали к нам в район и побывали у колхозников, посмотрели, как они живут и сообщили бы это все товарищу Сталину и попросили бы его, чтобы оказали нам какую-нибудь помощь, хотя бы дали возможность получать на трудодни немного хлеба».
А вот что писала в том же 1950 году в Совет по делам колхозов колхозница И.П. Рохманова из колхоза им. Дзержинского Мойловского сельсовета Хвастовичского района Калужской области:
«Пятый год мы живем в мире и с каждым годом все труднее… Госналоги все больше… Если в 1949 я уплатила 375 руб. и сдала 40 кг мяса, то в 1950 – 550 руб. и 44 кг мяса. А всего скота – коза да маленький поросенок. Денег не видим, так как на трудодни ничего не выдают. Живем лишь на своей картошке вдвоем с дочерью, а у кого семья большая, дети пухнут с голода».
И еще:
Так, если в 1946 году колхозы направили на уплату налога в денежном эквиваленте до 17,84% валовых денежных поступлений, то в 1947 года эта доля выросла до 19,35%. В 1950 году она составила уже 20,5%, а в 1952 году - 24,9%.
Это было равно почти 80% инвестициям колхозов на производственные нужды и почти в полтора раза превышало сумму, выделенную на распределение по трудодням для колхозников.
Государственная закупочная цена килограмма мяса в убойном весе составляла в 1948 году 55 копеек, литра молока – 14 копеек.
Это было примерно 10-12% от себестоимости производства 1 килограмма мяса и 1 литра молока.
Килограмм зерновых государство закупало по 11 копеек, картофеля – 5 копеек, овощей – 7 копеек.
Себестоимость 1 кг. зерна при этом составляла от 1,3 до 2 рублей, картофеля – около 55-65 копеек.
Даже в 1958 году, когда закупочные цены были уже в 7-10 раз выше (1 кг. зерна – 70 копеек, 1 кг. картофеля – 40 копеек, овощей – 55 копеек), колхозы несли убытки с каждой тонны зерна – 1400 рублей, картофеля – 130 рублей, овощей – более 1200 рублей.
Д.В.Милохин, А.Ф.Сметанин. колхозная деревня в послевоенные годы.
1946-1958., М., Наука, 2005.