Анвар Р. за свои 58 лет успел стать офицером спецслужб, перебежчиком и активным членом сирийской оппозиции. До начала массовых протестов в Сирии он не испытывал никаких моральных проблем, связанных с местом и ролью в системе власти Асада. После окончания юридического факультета университета работал в полиции, в 1995 году перешел в службу общей разведки, где быстро сделал карьеру. Не позднее января 2011 года Анвар Р. служил в звании полковника, имел собственный кабинет в тюрьме Аль-Хатиб, пользовался служебным автомобилем и руководил примерно тремя десятками подчиненных.
По показаниям свидетелей (в ходе процесса были опрошены более 60 человек, среди них - пережившие пытки), с начала гражданской войны в Сирии тюрьма Аль-Хатиб превратилась в место невообразимого ужаса. По их словам, Аль-Хатиб, отличавшаяся нечеловеческими условиями содержания заключенных, была наполнена криками замученных людей, которые не знали, смогут ли они когда-нибудь выйти из этого ада живыми. Даже просто содержание под стражей в таких условиях равносильно пытке, заявила рассматривающая дело судья Анне Кербер (Anne Kerber).
Анвар Р. утверждает, что после начала протестов внутренне отрекся от режима. Причиной стало якобы то, что спецслужбы, вместо того, чтобы заниматься сбором информации, превратились в инструмент запугивания. Подсудимый заверяет, что даже старался помогать заключенным, насколько это было в его - как он подчеркивает, весьма ограниченных - силах. Начальство перестало ему доверять. В декабре 2012 года Анвар Р. дезертировал, бежав вместе с семьей в Иорданию. Там он примкнул к сирийской оппозиции и даже принимал участие во второй мирной конференции по Сирии в Женеве в 2014 году. В 2015 году он и его семья получили убежище в Германии.
Немецкий суд приговорил к пожизненному заключению бывшего полковника спецслужб Сирии. В чем уникальность судебного процесса, прошедшего в 4000 километрах от места преступления, - у DW.
// www.dw.com