digger>> Оно не смертельное настолько, как в прошлый раз с японцами в ВМВ, когда им перекрыли кислород и оставалось только решать проблему с США военным путем.
Divergence> Японцам перекрыли только поставки нефти и стали из США и Голландии.
Divergence> Никакой блокады торговли (экспорта) не было и проблему нефти/стали можно было решить в рамках торговли с другими странами.
Divergence> Другое дело, что они сами искали повода к войне.
Первой крупной жертвой "нового экспортного порядка" стала черная металлургия дальневосточной империи. В конце сентября 1940 г., на следующий же день после заключения японо-германо-итальянского "Тройственного пакта", Вашингтон объявил: впредь вывоз любых марок лома черных металлов может осуществляться только по специальным экспортным лицензиям. Потенциальные покупатели лома при этом были предупреждены: разрешения будут выдаваться лишь для поставок в Великобританию и страны, расположенные на Американском континенте. Проще говоря, формально за японцами сохраняли право обращаться за получением разрешений на вывоз лома черных металлов, но отказывали в возможности получать лицензии.
Тем самым по металлургической промышленности Японии был нанесен весьма болезненный удар. Не имея собственных источников высококачественной железной руды и коксующегося угля, черная металлургия империи широко применяла выплавку стали непосредственно из металлолома. За счет внутренних ресурсов Япония в 1939 г. обеспечила поставки 919 тыс. тонн лома, за счет импорта – 2 572,8 тыс. тонн. Из них 84,5% ввозилось из Соединенных Штатов. В 1940 г. импорт лома из США сократился почти вдвое - до 1 115,9 тыс. тонн, и в 1941 г. составил всего 109,2 тыс. тонн. То есть практически прекратился.
В 1940 году в Японии было добыто сырой и произведено синтетической нефти 335 тысяч килолитров. Потребление же нефтепродуктов составило 4 586 тысяч килолитров. Для удовлетворения внутреннего спроса, включая и военный, и для пополнения стратегических запасов Япония была вынуждена импортировать 2 292 тысячи килолитров сырой нефти и 2 191 тысячу килолитров нефтепродуктов. Таким образом, зависимость Японии от внешних источников нефти составляла в 1940 году 91,4 процента, нефтепродуктов – 58,3 процента. При этом более 80 процентов всех внешних поставок сырой нефти и нефтепродуктов обеспечивали США, около 15 процентов – Голландская Ост-Индия (Индонезия). Понятно, что запрет на экспорт в Японию сырой нефти и всей гаммы нефтепродуктов обрек бы империю в недалеком будущем на гибель как индустриальной и военной державы.
14 июня 1941 г. была издана директива президента Рузвельта № 8785 о замораживании финансовых активов «некоторых европейских стран». Режим различался в зависимости от групп стран – агрессоров (Германия и Италия), оккупированных и нейтральных. В отношении нейтральных государств «заморозка» была достаточно мягкой. Они имели право пользоваться своими активами на базе генеральных лицензий, которые им выдавали в обмен на обязательство не использовать деньги для закупки товаров, предназначенных для Германии и Италии. Формально и каждый другой собственник активов имел право пользоваться своими средствами, если получал на то отдельное согласие министерства финансов Соединенных Штатов.
До конца июля 1941 г. Япония в число стран, на которые распространялся режим "замораживания", не включалась по чисто формальному признаку: она не являлась европейской державой. Но 26 июля был сделан очередной и решающий шаг по пути экономической блокады Японии. Рузвельт подписал директиву № 8832, распространявшую режим замораживания на ее активы.
Отныне японцы могли получать бессчетное количество лицензий на импорт американских товаров, но не могли их оплачивать, поскольку японские деньги были заморожены.
Необъявленная блокада начала громить экономику Японии с первого же дня издания директивы №8832. Как докладывал 22 сентября 1941 Халлу его помощник Д. Ачесон, «в настоящее время ни одна из трех стран [США, Великобритания и Голландская Ост-Индия] не поставляют нефть в Японию». Несколькими днями позже он же разъяснил советнику-посланнику голландского посольства в Вашингтоне барону ван Бётцелеру: со дня замораживания японских активов никаких отгрузок в Японию нефти и нефтепродуктов из США не производилось, хотя несколько лицензий на экспорт в Японию небольших партий товаров этой группы и было выдано. «Иными словами, - пояснил Ачесон, - с помощью контроля через механизм замораживания экспорт в Японию нефти [и нефтепродуктов] был прекращен… и сохранение механизма контроля [над японскими финансовыми активами] будет и впредь обеспечивать те же результаты».
Как президент США заставил Японию напасть на свою страну
// japanalbum.ru
К счастью Россия - не Япония. Мир от РФ зависит больше чем РФ от мира. И мир сильно изменился со времён ВМВ.