D.M.> Для нашего климата сорта вполне себе урожайные были.
ну да ,ну да
© Шумный В.К.
Возвращение генетики
В.К. Шумный Владимир Константинович Шумный, академик РАН, директор Института цитологии и генетики СО РАН.
В 1957 г. в списке первых 12 вновь организуемых по всем наукам институтов числился и наш, Институт цитологии и генетики. Это было невероятное и чрезвычайно важное событие. Как известно, после сессии ВАСХНИЛ в 1948 г. генетика как наука в СССР прекратила существование, превратившись в “продажную девку империализма”, а сами генетики с клеймом “вейсманистов-морганистов” оказались на улице.
// Дальше — vivovoco.astronet.ru
В 1957 г. в списке первых 12 вновь организуемых по всем наукам институтов числился и наш, Институт цитологии и генетики. Это было невероятное и чрезвычайно важное событие. Как известно, после сессии ВАСХНИЛ в 1948 г. генетика как наука в СССР прекратила существование, превратившись в “продажную девку империализма”, а сами генетики с клеймом “вейсманистов-морганистов” оказались на улице. В 1955 г. в ЦК КПСС в защиту генетики было направлено так называемое “письмо трехсот”, подписанное выдающимися физиками, химиками, математиками, биологами, геологами, гуманитариями. Но оно осталось без ответа, а позиции лысенковцев при поддержке Н.С.Хрущева еще более усилились.
В то же время при организации Сибирского отделения, где ведущую роль играли физики и математики, работавшие и по оборонной тематике, крайне нужен был институт, занимающийся в том числе и генетическими последствиями радиационных технологий.
По рекомендации М.А.Лаврентьева, И.В.Курчатова, Н.Н.Семенова и др. директором нового генетического института назначили Н.П.Дубинина, который тогда заведовал лабораторией радиационной генетики в московском Институте биофизики. Чтобы не привлекать особого внимания, первой в названии нового института стояла “цитология”, т.е. наука о клетке, а второй - “генетика”.
Все эти обстоятельства на короткое время усыпили бдительность лысенковцев, что позволило провести необходимые организационные мероприятия. Самое главное в них было собрать оставшихся в живых после репрессий и войны генетиков, представителей выдающихся генетических школ Н.К.Кольцова, С.С.Четверикова, Ю.А.Филипченко, Н.И.Вавилова. Этот важнейший шаг дал возможность сохранить преемственность знаменитых генетических школ и возродить их.
И только осознав, что ведущие позиции в Институте занимают ближайшие ученики и сотрудники известных, но поверженных генетиков, лысенковцы начали мощную атаку. Многочисленные комиссии ЦК КПСС, ВАСХНИЛа, в состав которых входили оголтелые лысенковцы, прилагали все усилия, чтобы закрыть Институт или ориентировать его на лысенкоизм с обязательной сменой директора и ведущих генетиков. И тут на защиту встали Лаврентьев и его соратники по созданию Сибирского отделения, доказывая на любых уровнях необходимость Института.
Однако в ноябре 1959 г. во время своего первого визита в Академгородок * Н.С.Хрущев дал прямое указание снять с поста директора Дубинина как вейсманиста-морганиста. Лаврентьев, несмотря на мощный нажим пригласить директором сторонника Лысенко, сделал единственно правильный и точный выбор. Исполняющим обязанности директора назначили самого молодого заведующего лабораторией генетики животных Д.К.Беляева, на плечи которого и легли все заботы по сохранению и развитию Института. Таким образом, Дубинин проработал директором всего два года, а Беляев возглавлял Институт до 1985 г., т.е. 26 лет, став за это время академиком АН СССР.
- Ныне это известный во всем мире Академгородок, расположенный на берегу Омского моря, в 30 км от Новосибирска, где живут и работают сотрудники 25 институтов, университета и физматшколы. В 1959 г. было построено здание Института гидродинамики, где и состоялась встреча Хрущева с учеными. Позже аналогичные научные центры СО АН СССР были организованы в Иркутске, Красноярске, Якутске, Улан-Удэ, Кемерово, Омске.
Нападки на генетику со стороны властей прекратились в 1964 г. со снятием Хрущева. Итак, генетика как наука была под официальным запретом почти 20 лет. Почему именно она попала в немилость властей, почему и Сталин, и Хрущев благоволили Лысенко и всячески поддерживали его?
Условия, в которых складывалась жизнь Института, были экстремальными: не было даже своего постоянного помещения. Первое обещанное здание отдали другому институту, а собственное появилось только в 1964 г.
В такой непростой и напряженной ситуации Институт набирал обороты и активно развивался: формировалась его структура, решались кадровые вопросы, обеспечивались все основные направления генетики.
Особое внимание уделялось прикладным исследованиям (получению генетическими методами сортов и гибридов растений, пород и форм животных, новых лекарственных препаратов), поскольку именно здесь лысенковцы наносили основные удары по генетике. Были созданы лаборатории по радиационному и химическому мутагенезу, полиплоидии у растений, гетерозису.
Первыми появились триплоидные гибриды сахарной свеклы, отличающиеся от обычных сортов не двойным, а тройным набором хромосом, что придало им более высокую продуктивность и, самое главное, сахаристость. Гибриды создавались молодежной группой * под руководством Луткова. Три из них районировали в Краснодарском крае и Киргизии. Для ускорения селекции в Абхазии организовали пункт для получения двух поколений в год. Большую роль для успешной селекционной работы играло и играет наше экспериментальное хозяйство. В конце 70-х годов в Горном Алтае по инициативе Д.К.Беляева был организован Научный центр по генетике, гибридизации и доместикации животных, т.е. еще одно алтайское экспериментальное хозяйство.
- В.Панин, А.Иорданский, З.Карташова, Э.Щипачева, Е.Панина.
Под руководством П.К.Шкварникова в Институте начались работы по радиационному мутагенезу для получения практически важных форм растений. Среди них знаменитый радиационный мутант яровой пшеницы, ставший основой сорта Новосибирская-67 с повышенной продуктивностью и устойчивостью к полеганию *. Сорт ознаменовал новый этап селекции яровых пшениц в Сибири, где занимал миллионы гектаров. Этот крупный практический результат Лаврентьев отметил в одном из своих выступлений, подчеркнув, что внедрение только одного сорта яровой пшеницы Новосибирская-67 может окупить строительство первой очереди Академгородка.
- Авторы: П.К.Шкварников, И.В.Черный (ИЦиГ СО РАН) и В.П.Максименко (СО ВАСХНИЛ).
Среди прочих наших селекционных достижений - новые сорта и гибриды кукурузы, ржи, озимой пшеницы, облепихи и других культур. Всего за 50 лет в арсенале Института более 40 районированных сортов, подтвержденных авторскими свидетельствами и патентами.
Генетики животных совместно с СО ВАСХНИЛ вывели новую и очень продуктивную породу овец, получили новые варианты окраски норок и лисиц. А в 40-50-е годы пушнина составляла один из основных источников пополнения золотовалютных запасов СССР.
Под руководством Р.И.Салганика и его сотрудников созданы противовирусные препараты рибонуклеазы и дезоксирибонуклеазы, широко используемые в 60-70-е годы, а позже иммозимаза, эффективная при лечении гнойно-воспалительных процессов.
Только небольшой перечень прикладных разработок свидетельствует об огромном практическом значении генетических исследований на всех уровнях - от селекционных до медико-биологических. Сегодня список таких работ Института значительно пополнился.