Реклама Google — средство выживания форумов :)
Известно, какой грубый произвол допускался также в отношении руководящих работников партии. Устав партии, принятый ХVII съездом, исходил из ленинских указаний периода X съезда партии и говорил, что условием применения к членам ЦК, кандидатам в члены ЦК и членам Комиссии партийного контроля такой крайней меры, как исключение из партии – "должен быть созыв Пленума ЦК с приглашением всех кандидатов в члены ЦК и всех членов Комиссии партийного контроля", что только при условии если такое общее собрание ответственных руководителей партии двумя третьями голосов признает это необходимым, могло состояться исключение из партии члена или кандидата ЦК.
Большинство членов и кандидатов ЦК, избранных ХУП съездом и подвергшихся арестам в 1937-1938 годах, были исключены из партии незаконно, с грубым нарушением Устава партии, поскольку вопрос об их исключении не ставился на обсуждение Пленума ЦК.
Теперь, когда расследованы дела в отношении некоторых из этих мнимых "шпионов" и "вредителей", установлено, что эти дела являются фальсифицированными. Признания многих арестованных людей, обвиненных во вражеской деятельности, были получены путем жестоких, бесчеловечных истязаний.
Сложилась порочная практика, когда в НКВД составлялись Glossarсписки лиц, дела которых подлежалирассмотрению на Военной Коллегии, и им заранее определялась мера наказания. Эти списки направлялись Ежовым лично Сталину для санкционирования предлагаемых мер наказания. В 1937-1938 годах Сталину было направлено 383 таких списка на многие тысячи партийных, советских, Glossarкомсомольских, военных и хозяйственных работников и была получена его санкция.
Значительная часть этих дел сейчас пересматривается и большое количество их прекращается как необоснованные и фальсифицированные. Достаточно сказать, что с 1954 года по настоящее время Военной Коллегией Верховного суда уже реабилитировано 7.679 человек, причем многие из них реабилитированы посмертно.
Массовые аресты партийных, советских, хозяйственных, военных работников нанесли огромный ущерб нашей стране, делу социалистического строительства.
Массовые репрессии отрицательно влияли на морально-политическое состояние партии, порождали неуверенность, способствовали распространению болезненной подозрительности, сеяли взаимное недоверие среди коммунистов. Активизировались всевозможные клеветники и карьеристы.
В связи с этим нам предстоит провести большую работу над тем, чтобы с позиций марксизма-ленинизма критически рассмотреть и поправить получившие широкое хождение ошибочные взгляды, связанные с культом личности, в области исторической, философской, экономической и других наук, а также в области литературы и искусства. В частности, необходимо в ближайшее время провести работу по созданию полноценного, составленного с научной объективностью марксистского учебника по истории нашей партии, учебников по истории советского государства, книг по истории гражданской войны и Великой Отечественной войны.
Во-вторых, последовательно и настойчиво продолжать проводимую в последние годы Центральным Комитетом партии работу по строжайшему соблюдению во всех партийных организациях, сверху донизу, ленинских принципов партийного руководства и прежде всего высшего принципа – коллективности руководства, по соблюдению норм партийной жизни, закрепленных Уставом нашей партии, по развертыванию критики и самокритики.
В-третьих, полностью восстановить ленинские принципы советского социалистического демократизма, выраженные в Конституции Советского Союза, вести борьбу против произвола лиц, злоупотребляющих властью. Необходимо до конца исправить нарушения революционной социалистической законности, которые накопились за длительный период в результате отрицательных последствий культа личности.
Товарищи!
XX съезд Коммунистической партии Советского Союза с новой силой продемонстрировал нерушимое единство нашей партии, ее сплоченность вокруг своего Центрального Комитета, ее решимость выполнить великие задачи коммунистического строительства. И тот факт, что мы сейчас во всей широте ставим принципиальные вопросы о преодолении чуждого марксизму-ленинизму культа личности и о ликвидации причиненных им тяжелых последствий, говорит о великой моральной и политической силе нашей партии.
Нет сомнения в том, что наша партия, вооруженная историческими решениями своего XX съезда, поведет советский народ по ленинскому пути к новым успехам, к новым победам.
Да здравствует победоносное знамя нашей партии – ленинизм!
ЗАКРЫТОЕ ЗАСЕДАНИЕ 25 февраля 1956 г., утреннее
GlossarБУЛГАНИН (председательствующий). Переходим к докладу "О культе личности и его последствиях".
Слово для доклада предоставляется тов. GlossarХрущеву Н.С.
ХХХ
После доклада тов. Хрущева Н.С.
БУЛГАНИН. На рассмотрение съезда вносится следующий проект постановления XX съезда "О культе личности и его последствиях" (зачитывает проект постановления).
Постановление принимается съездом единогласно.
БУЛГАНИН. Имеется в виду, что доклад тов. Хрущева Н.С. и принятое съездом постановление "О культе личности и его последствиях" не публикуется в настоящее время, но эти материалы будут разосланы партийным организациям.
Это предложение принимается съездом единогласно.
РГАНИ, ф. 1, оп. 2, д. 17, лл. 1-88.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ XX СЪЕЗДАКОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА"О культе личности и его последствиях"(Принято единогласно 25 февраля 1956 г.)
8 июня 1941 года в больнице Смушкевич был арестован органами НКВД СССР по обвинению в участии в военной заговорщической организации, по заданиям которой в числе других арестованных проводил «вражескую работу, направленную на поражение Республиканской Испании, снижение боевой подготовки ВВС Красной Армии и увеличение аварийности в Военно-Воздушных Силах». В тюрьме подвергался пыткам.
Маршал Г. К. Жуков, командовавший тогда всей 1-й армейской группой, позже вспоминал:
«Часто я вспоминаю с солдатской благодарностью замечательных летчиков… Командир этой группы Я. В. Смушкевич был великолепный организатор, отлично знавший боевую летную технику и в совершенстве владеющий летным мастерством. Он был исключительно скромный человек, прекрасный начальник и принципиальный коммунист. Его искренне любили все летчики»
Нарком авиационной промышленности А. И. Шахурин отмечал, что самый большой подвиг Смушкевич совершил в Великую Отечественную войну, хотя и не участвовал в ней. Он воспитал целую плеяду летчиков-героев.
Командующий Прибалтийским военным округом генерал Локтионов, на вопрос следователя НКВД по поводу членства в "контрреволюционной террористической организации", сказал: "Признаю, что с 1918 года состою в преступной террористической организации, именуемой партия большевиков".
В октябре 1955 года посмертно реабилитирован.
Вскоре меня стали опять вызывать на допросы, и их было тоже пять. Во время одного из них я случайно узнал, что фамилия моего изверга-следователя Столбунский.
Не знаю, где он сейчас. Если жив, то я хотел бы, чтобы он мог прочитать эти строки и почувствовать мое презрение к нему. Думаю, впрочем, что он это и тогда хорошо знал...
До сих пор в моих ушах звучит зловеще шипящий голос Столбунского, твердившего, когда меня, обессилевшего и окровавленного, уносили: "Подпишешь, подпишешь!"
Выдержал я эту муку во втором круге допросов. Дней двадцать меня опять не вызывали. Я был доволен своим поведением.
Мои товарищи завидовали моей решимости, ругали и осуждали себя, и мне приходилось теперь их нравственно поддерживать.
Но когда началась третья серия допросов, как хотелось мне поскорее умереть!
Ордена СССР
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 6459 (10.04.1945[18]).
Три ордена Ленина (03.06.1944[19], 21.02.1945[20], 10.04.1945[18]);
Четыре ордена Красного Знамени (1921, 27.03.1942[21], 03.11.1944[20], 15.11.1950[20]);
Два ордена Суворова I степени (22.09.1943, 29.05.1945[22]);
Орден Суворова II степени (27.08.1943[23]);
Орден Кутузова I степени (23.07.1944[24]);
Орден Кутузова II степени (08.02.1943[25]);
11 медалей СССР.
В предвоенный период в ИНО НКВД, включая загранаппарат, работало около 450 разведчиков. В результате чисток примерно 275 из них были объявлены " врагами народа" и репрессированы.
Только единицам из осужденных удалось доказать свою невиновность и вернуться во внешнюю разведку.
В 1937-1938 гг. волна репрессий прокатилась не только по работникам центрального аппарата, но и загранрезидентур. Были арестованы и расстреляны начальник разведки А.Х. Артузов и другие ее руководители.
Берзин, Ян Карлович (июнь — август 1937)
Никонов, Александр Матвеевич (1 — 5 августа 1937) (и. о.)
Гендин, Семён Григорьевич (сентябрь 1937 — октябрь 1938) (и. о.)
Орлов, Александр Григорьевич (октябрь 1938 — апрель 1939) (и. о.)
Проскуров, Иван Иосифович (апрель 1939 — июль 1940)
бы участником боевых действий около озера Хасан, на реке Халхин-Гол, советско-финской войны и войны в Испании
1. Посажен ракетный конструктор Воскресенский — будущая правая рука Королева.
2. Арестован и посажен специалист по ракетным двигателям и будущий генеральный конструктор комплекса «Энергия-Буран» Валентин Глушко.
3. Отбыл срок на Соловках знаменитый ракетчик Артемьев.
4. Борис Викторович Раушенбах - сослан в 1942 году.
5. Роберт Бартини, про которого Королёв сказал:«Мы все обязаны Бартини очень и очень многим, без Бартини не было бы спутника». Арестован в 1938-ом году
6. Юрий Кондратюк, рассчитавший оптимальную траекторию полёта к Луне — арестован в 1931 г.
26 марта 1970 года судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР своим определением № ОС-70-8 реабилитировала Ю. В. Кондратюка за отсутствием состава преступления.
Восстановлению его доброго имени посвятил немало усилий его бывший сослуживец и однополчанин, а позже инженер-конструктор КБ имени Лавочкина Борис Иванович Романенко, после выхода на пенсию посвятивший себя космической журналистике