Реклама Google — средство выживания форумов :)
На упомянутой международной Валдайской конференции в Сочи, в которой участвовали представители 45 стран, «гвоздем программы» был, ожидаемо, российский лидер Владимир Путин. Его речь я бы поставил вровень со знаменитой речью, сказанной на Мюнхенской конференции по безопасности в 2007 году, которая, по мнению многих аналитиков, была поворотной. Недавняя речь Путина также, несомненно, станет предметом для многих анализов, и не безосновательно.
Я бы выделил в речи Путина два ключевых элемента почти революционного характера, которые меняют все. Во-первых, это создание новой российской идеологии. Во-вторых, изменение экономической модели, то есть конец капитализма.
Что касается первого элемента, то Путин на самом деле впервые после распада СССР и образования РФ сформулировал ясную идеологию российского общества, которое до сих пор оставалось деидеологизированным, то есть блуждало от крайности неолиберальных идей к ностальгии по коммунизму на фоне доминирования так называемых центристов или традиционалистов, большинство из которых ориентированы на православие как доминирующую государственную религию. Эту новую идеологическую матрицу, которая, несомненно, станет и официальной, то есть войдет во все российские социальные системы, в том числе образование, культуру, искусство и главные СМИ, Путин назвал «умеренным консерватизмом» или, иными словами, поворотом к традиционным ценностям российского общества. То есть Путин официально распрощался с неолиберальными идеями Запада, которые в последние десятилетия навязывались в качестве доминантных ценностей всему миру, в том числе и России. Речь идет, в частности, о так называемой гендерной идеологии и связанных с нею идеях ЛГБТ и аналогичных движений, которые манипулируют биологическим, то есть естественным состоянием человека в прежде невиданных масштабах. Путин сказал, что умеренный консерватизм — лучшая и наиболее рациональная идеологическая форма во времена переустройства мира, которое неизбежно и затянется надолго.
Поясняя свою позицию, он сказал следующее: «Консерватизм — это не то, что мешает идти вверх и вперед, а то, что мешает идти назад и вниз, к хаосу».
Второй ключевой элемент путинской речи более чем существенен. Путин утверждает, что современная капиталистическая модель экономического развития погрузилась в глубочайший кризис, из которого нет выхода, и в ближайшее время необходимо найти новую формулу для развития экономики как в России, так и во всем мире. Эта формула может опираться на прежнюю капиталистическую модель. По словам Путина, России не нужны потрясения и эксперименты, которые сейчас сотрясают Запад.
Пока можно только догадываться, что именно Путин имеет в виду: какую-то собственную оригинальную модель или, возможно, уже проверенную и экономически успешную китайскую модель социализма с явными чертами рыночных механизмов, за которыми надзирает центральная власть. Тем не менее Путин отметил, что эта модель должна быть нацелена, прежде всего, на процветание всех российских граждан.
Путин «отрезал» Россию от Запада
Из всего этого можно сделать следующий вывод. В своей недавней речи в Сочи Путин дал ясно понять, что Россия — консервативная страна, которая готова защищать свое национальное и историческое наследие и что она имеет право на свой путь развития и суверенитет, отвергая так называемые новые западные ценности и новую идеологию, которую ей навязывают. Тем самым он окончательно «отрезал» Россию от Запада (хотя то же самое Запад сознательно и планомерно делает все эти годы по геополитическим причинам) и от его социально-идеологической модели. Речь идет, прежде всего, о политическом уровне, тогда как экономика останется в прежних рамках, которые устраивают обе стороны, и в основном базируется на билатеральных отношениях. Путинская речь стала своеобразным финалом многолетнего «бракоразводного процесса» России и Запада и знаменует почти цивилизационное расхождение двух сторон, которые, что еще хуже, относятся к одному цивилизационному ареалу, хотя и враждовали с незапамятных времен. Но другого выхода просто нет, учитывая количество накопившихся проблем, отсутствие подлинной воли к их решению и нежелание принимать во внимание интересы друг друга из-за вездесущей и всемогущей геополитики и так называемых национальных интересов, главенствующих надо всем.
В заключение. Своеобразным подтверждением моего выше изложенного тезиса об окончательном расхождении Запада и России стали слова главы Штаба обороны Великобритании генерала Николаса Картера. 19 октября в интервью Центру новой американской безопасности он заявил, что после разрушения двухполюсной мировой системы (после окончания холодной войны между США и СССР) началась эра однополярного мира (лидерство США), а все внимание переключилось на борьбу с терроризмом. Тем не менее, по мнению Картера, вновь наступает период многополярности и «время непрерывной конкуренции».
Иными словами, Картер признал то, что на Западе долго не хотели признавать: крах мировой гегемонии США и рождение многополярного мира. Я бы сказал, мира, который трещит по швам во многих своих уголках и будущее которого очень туманно.