Москве дорого обошлась бы оккупация соседней страны, а кроме того, это было бы и опасно, и бессмысленно, уверен эксперт журнала Foreign Policy. Он приводит в пример опыт США в Ираке и Афганистане и считает, что новое вторжение на Украину или даже резкая эскалация боевых действий со стороны пророссийских сил — это глупость, придуманная на Западе.
// inosmi.ru
Россия сконцентрировала войска в южных провинциях еще в апреле, но медленные темпы развертывания, судя по всему, говорят об общем перемещении сил в Западный и Южный военные округа — из пяти ее командных районов эти два ближе всего к потенциальным зонам конфликта. В таком случае развертывание можно рассматривать как гораздо более разительную перемену в российской стратегии, чем внезапное наращивание потенциала для нового наступления.
Не сомневайтесь, в неприкрытой ротации и тренировке подразделений Россия вполне может видеть возможность дать отпор Западу в период повышенной напряженности. Времена сейчас неопределенные, что показали как недавние учения ВМС США и партнеров в Черном море, так и обостряющийся пограничный кризис в Белоруссии.
Однако новое вторжение на Украину или даже резкая эскалация боевых действий со стороны пророссийских сил — это глупость, причем по ряду причин.
Украинская армия на сегодняшний день опытная, модернизированная и высоко мотивированная. Легкой победы ждать неоткуда — и любая война мало того, что дорого обойдется с точки зрения личного состава и техники, так еще и грозит привлечь других, после чего конфликт станет ядерным. Да если бы даже России удалось оккупировать Украину, что она получит взамен? Оккупация — дело дорогое, опасное и зачастую бесплодное, как США выяснили в Ираке и Афганистане.
Нынешняя российская оккупация Южной Осетии, Абхазии и Крыма обходится дорого, но она жизнеспособна, потому что там есть элемент местного населения, который Россию приветствует. Этот радушный прием — побочный продукт сложного культурного наследия постсоветских государств. Однако на Западной Украине такая динамика отсутствует — там совершенно ясно отдали предпочтение Западу.
Возобновление войны против Украины пойдет России лишь в ущерб и потребует значительных ресурсов, которые Москва позволить себе не в состоянии. Это навсегда оттолкнет Россию от Европы и перечеркнет любые шаги по снятию санкций, — а эта перспектива постепенно выглядит все более осуществимой. Выиграть от вторжения в Украину России абсолютно нечего, зато потерять можно ой как много.
Рано или поздно действительно могут сложиться условия, когда вторжение на Украину будет России выгодно — возможно, к войне ее толкнет стратегический просчет или всплеск внутреннего национализма. Но если Россия нападет на Украину сегодня, то потеряет гораздо больше, так и не получив ничего взамен. Поэтому новое вторжение крайне маловероятно. Гораздо вероятнее эскалация столкновений вдоль линии прекращения огня в Донбассе, чтобы побудить противника к дальнейшим переговорам.
Однако безрассудное поведение западной прессы и ряда правительств — от панических заголовков агентства Bloomberg, предрекающих полномасштабное вторжение, до громких заявлений и клятв защищать территориальный суверенитет Украины — лишь усугубило напряженность в и без того тревожном регионе. Войны всегда можно избежать, но, если вести себя так, словно она неизбежна, она становится гораздо вероятнее — и ничуть не менее разрушительной.
Джефф Хоун — докторант факультета международной истории Лондонской школы экономики и политических наук. Изучает конституционный кризис в России 1993 года и мировой порядок после холодной войны.