Реклама Google — средство выживания форумов :)
До 1 мая 2022 года Молдавия подпишет с Россией соглашение о возмещении долга за газ. Об этом на брифинге 1 ноября рассказал молдавский вице-премьер Андрей Спыну.
Как пояснил чиновник, до этой даты будет проведён независимый аудит задолженности компании «Молдовагаз».
Также Спыну сообщил, что до аудита к «Молдовагазу» не будут применяться санкции за долг.
«После этого мы определим условия и календарный план возмещения задолженности», — сказал Андрей Спыну. Об этом передаёт РИА Новости.
Проблема для Кишинева в том, что представляемая ими реальность несколько отличается от той, которая есть на самом деле. И этот геополитическо-газовый туман может стать проблемой не только для Молдавии, но и для ее руководства.
Так, ни о какой отмене долга за газ или переносе его на неопределенное время речи не идет. Молдаване долг признали и упросили лишь провести его независимый аудит в четко определенное время – в 2022 году. И если с бумагами Газпрома все в порядке, то аудит не сможет не признать сам долг – в лучшем для Кишинева случае несколько скорректирует сумму неустойки. И, условно говоря, общая сумма в 700 млн может превратиться в 650 – однако молдаванам эту сумму все равно придется выплачивать.
С ценой на новый газ тоже не все так радужно.
«Молдавская сторона уверяет, что Газпром пошел ей навстречу, принял все условия, но переговорная позиция Кишинева была откровенно очень слабой. Поэтому, скорее всего, Молдавия преувеличивает свои заслуги, – говорит газете ВЗГЛЯД преподаватель Финансового университета Игорь Юшков. – Молдавия хотела получить скидку в 50%. Газпром готов был дать 25%. В ноябре цена будет 450 долларов, и если мы считаем от текущих цен, то это 50 процентов. Однако классический контракт Газпрома для европейских компаний подразумевает формулу «цена на спотовом рынке и скидка», причем цена эта высчитывается с лагом в шесть или девять месяцев. То есть средняя цена за первый квартал на споте определяет цену отгрузки газа по долгосрочному контракту в четвертом квартале. И если вспомнить цены полугодовой давности, то получается, что скидка оказалась примерно 20 или 25 процентов. То есть ближе к позиции Газпрома».
Что же касается политического измерения, то тут для Кишинева тоже хороших новостей нет. Каких-то привязок к соглашению о свободной торговле или к статусу Приднестровья в контракте действительно не было – а зачем они нужны, если Молдавия их все равно не выполнит?
Плохие новости в другом – западные друзья Молдавии познались в беде совсем не как друзья.
Дело в том, что чисто теоретически газовая история должна была бы вызвать у молдавского руководства сомнения в правильности его геополитического выбора. Ведь в час великой молдавской нужды разве помогли ей ее «ляхи»?
Поляки и украинцы согласились поставлять Молдавии газ – но в минимальных объемах и за максимальную (выше тысячи долларов за тысячу кубов) цену. Румыния – Родина-Мать, частью которой молдавские элиты считают свою страну – согласилась лишь помочь с транзитом газа, который Молдавия купит на стороне. А Евросоюз от щедрот своих выделил молдаванам 60 млн долларов для поддержки беднейших слоев населения (то есть почти всего населения Молдавии, на которых и была бы размазана эта сумма).
Однако эксперты уверены в том, что никаких рефлексий у молдавского руководства печальный газовый опыт не вызовет. Молдавский геополитический выбор объясняется не рациональными, а идеологическими моментами. И поскольку нынешняя беда будет не единственной, друзья будут познаваться снова. Молдавские власти могут и дальше не рефлексировать на этот счет – но вот население свои выводы в какой-то момент сделает. И в отношении европейских партнеров, и в отношении самой Майи Санду.