«Каждая деталь этой ракеты сделана подрядчиком, назвавшим самую низкую цену». Практически вся космическая программа США с самого начала создавалась на негосударственных производствах, а крупные корпорации, акции которых торгуются на бирже, – Boeing, Northrop Grumman, Lockheed Martin (ранее, как и Northrop Grumman, это были две компании) и др. – это илоны маски предыдущего поколения авиакосмических промышленников.
Признанная икона New Space – SpaceX Илона Маска, созданная в 2002 г., чтобы снизить расходы на полеты в космос и колонизировать Марс. Она, например, разработала три ракеты-носителя, космический корабль Dragon, запустила в 2020 г. в космос первый частный пилотируемый корабль Dragon V2, а разворачиваемая ею спутниковая система Starlink обещает обеспечить интернетом те местности, где его не было или он был дорог.
Есть и другие примеры. Planet, основанная тремя бывшими учеными NASA, создает малые фотоспутники и продает результаты съемки. RocketLab новозеландца Питера Бека производит сверхлегкие ракеты и запускает их с космодрома в Новой Зеландии (у компании два отделения – в Новой Зеландии и США). Спутники следят за погодой или дают представление об изменении климата, пишет RocketLab на сайте.
NASA по ряду направлений последовательно отказывается от практики заказывать конечное изделие (космический корабль или ракету) и переходит к заказам услуг: доставки грузов или людей на околоземную орбиту или на поверхность Луны. Это позволяет компаниям сохранять и коммерциализировать интеллектуальную собственность. А многие и вовсе дорабатывают проекты, которые 10–20 лет назад начинали NASA или DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов министерства обороны США. – «Ведомости&»). Кроме SpaceX в их числе созданная для космического туризма Blue Origin основателя Amazon Джеффа Безоса, разработчик космического корабля Dream Chaser компания Sierra Nevada Фатиха и Эрен Озмен, а также планирующая добывать полезные ископаемые на Луне Moon Express (в нее инвестировал бывший сооснователь «Евросети» Тимур Артемьев).
Американские частники могут пользоваться государственной инфраструктурой – испытательными стендами и стартовыми комплексами. Причем компании, работающие по госконтракту, могут испытывать за госсчет и те технологии, которые не перейдут государству. Вначале такой подход был для NASA скорее экспериментом, но сейчас все активнее внедряется в эксплуатации Международной космической станции и в лунной программе, размывая границы между «старым» и «новым» космосом.
Сейчас в Китае насчитывается несколько десятков компаний, которые охватывают практически весь спектр деятельности на низкой околоземной орбите – от ракетостроения до спутникового интернета и космического туризма. Так, первый космический запуск частная ракета китайской компании OneSpace совершила в 2018 г. Кроме нее еще несколько компаний разрабатывают ракеты, прежде всего сверхлегкого класса, в том числе многоразовые и на кислород-метановых двигателях. Китайские частники подобно американским коллегам получают от государства стартовую инфраструктуру.
Многие российские частные проекты закрыты или заморожены. Так, ракетный стартап «Космокурс» закрылся в апреле 2021 г. Компания получила лицензию «Роскосмоса» на космическую деятельность и планировала в 2025 г. отправить в космос первых туристов с космодрома в Нижегородской области. Но не смогла согласовать требования к проекту космодрома с местными властями и получить от Минобороны нормативную документацию для проектирования суборбитальной туристической ракеты, говорил «РИА Новости» гендиректор компании Павел Пушкин.
Входящая в S7 Group компания S7 Space в 2018 г. купила у РКК «Энергия» плавучий космодром «Морской старт» и судно обеспечения Odyssey. Сделка длилась два года и оценивалась в $160 млн, но проект был законсервирован. В прошлом году вице-премьер Юрий Борисов пообещал: Россия восстановит «Морской старт» (цитата по «РИА Новости»), но конкретных планов пока нет.
«Роскосмос» регулярно говорит о поддержке частных космических компаний, но сделано для этого не так много: разработано новое положение о лицензировании космической деятельности, где уже нет требования приемки со стороны представителя Минобороны. В мае «Роскосмос» и фонд «Сколково» объявили об открытии отраслевого акселератора, в котором приоритет у стартапов, занимающихся цифровыми, а не космическими технологиями. Технические разработки госкорпорацию также интересуют, но готовые, которые уже можно интегрировать в сложившиеся технологические цепочки.
Американские частники могут пользоваться государственной инфраструктурой – испытательными стендами и стартовыми комплексами. Причем компании, работающие по госконтракту, могут испытывать за госсчет и те технологии, которые не перейдут государству. Вначале такой подход был для NASA скорее экспериментом, но сейчас все активнее внедряется в эксплуатации Международной космической станции и в лунной программе, размывая границы между «старым» и «новым» космосом.
«Роскосмос» регулярно говорит о поддержке частных космических компаний
-ищут идиотов.Технические разработки госкорпорацию также интересуют, но готовые, которые уже можно интегрировать в сложившиеся технологические цепочки.
В SpaceX работает 7000 человек, в ракетостроительных подразделениях «Роскосмоса» (включая тех же «хруничевцев») работает в несколько раз больше людей. Будем справедливы, не все 20 000 сотрудников ГКНПЦ им М.В. Хруничева работают над ракетами, но и в SpaceX кроме Falсon 9 делают корабли Dragon, а с недавних пор еще и его пилотируемую версию, а также спутники, сверхтяжелый Falcon Heavy и перспективную BFR. Так что разница в числе работников именно по «рыночной» ракете все равно выходит очень большой. Если одна компания имеет мало рабочих, но делает ракеты десятками, а в другой людей работает больше, но ракет она делает мало, то стоимость единицы продукции у первой компании получается в разы дешевле.
ZaKos>>>> Отсутствие заградительных пошлин - причина потери промышленности. А это не отставание. Это гораздо хуже.
S.I.> S.I.>> Расскажите это КНР.
ZaKos>> Я в РФ это смотрю.
S.I.> Протри глаза - может что хорошее и увидишь. Сдохло то, что давно устарело. Государство конечно должно поддерживать свои промышленность и сельское хозяйство, но всему же есть границы. Поддерживать бракоделов - угробить государство. Что и произошло в СССР.
S.I.>>>> Сдохло то, что давно устарело.
ZaKos> ZaKos>> А должно было быть модернизировано.
S.I.>> За чьи деньги? Дешевле снести старый барак и построить на его месте новое здание чем его модернизировать.
Надо было и дальше держать пошлины повышая стоимость авиабилетов? Как иначе если самолёты дорогие?Производство Ил-96 стоило дорого. И хотя самолет показывал себя, как надежный и безопасный борт, превосходно выполняя рейсы за рубеж, в начале 2000-х на рынке появились более экономичные и дешевые борта. Правительство РФ сняло пошлины с ввозимых в Россию самолетов, вместимость которых превышает 300 человек. И «Аэрофлот» принялся покупать Boeing и Airbus. Производство самолета для нужд гражданской авиации встало, а в 2014 году «Аэрофлот» завершил полеты на Ил-96.
Спустя более чем 30 лет после первого и единственного полета "Бурана" в России озаботились судьбой советского челнока. В ноябре 2020 года глава "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин заявил, что условия хранения второго "Бурана" и его макета "вызывают тревогу". По его словам, российская сторона готова выкупить корабль и ракету-носитель "Энергия", но они принадлежит неизвестному частному лицу.
Однако владелец "Бурана", как выяснилось, ни от кого и не скрывался. Им оказался гендиректор АО "Ракетно-космическая компания "Байконур" Даурен Муса. Он тут же ответил Рогозину.
уважаемый Дмитрий Олегович, космические корабли «Буран 1.02» и ПМ «ОК-МТ 0.07» принадлежат не физ.лицу, а находятся на балансе АО «РКК Байконур». Мы затратили много ресурсов, чтобы наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми. Это наша общая история.
Новое обострение началось весной - 26 мая 2021 года стало известно, что неизвестные проникли в ангар, где хранится космический корабль, и разрисовали его граффити.
"Юра, мы приехали": неизвестные разрисовали "Буран" на Байконуре
Они оставили на челноке надписи: "Добро", "Юра, мы приехали" и "Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на земле".
Надписи вскоре смыли, но после происшествия "Роскосмос" установил у ангара круглосуточную охрану, для осмотра состояния челнока на Байконур выехали представители российского НПО "Молния".
Сообщалось, что специалисты ездили на Байконур в том числе "для решения вопросов последующей транспортировки орбитального корабля на территорию нашей страны". Позднее это сообщение было удалено с сайта предприятия.
В начале июня Рогозин заявил, что корабль нужно передать в один из музеев космонавтики, "чтобы его не постигла судьба первого "Бурана".
"Вся эта история с организованным визитом группы специалистов НПО "Молния" в ангар - это инфовброс, в стиле такого же организованного визита группы художников - граффитчиков туда же. На фоне непрекращающихся в России скандалов с отмыванием многомиллиардных денег чиновниками "Роскосмоса" в банках Сингапура и Гонконга жизненно необходимо создать имитацию бурной деятельности.
Суды и первой, и второй инстанции Казахстана отказали госкомимуществу в претензиях по отъему "Буранов". Вот только 2021 год - год 60-летия полета Гагарина в космос - уже заканчивается, а никакими достижениями российская промышленность, колоссально финансируемая бюджетными средствами, похвастать не может. Остаются только безосновательные спекуляции на тему вывоза макетов "Буранов" с территории арендуемого космодрома Байконур, брошенные в спешке ими же 30 лет назад. Которые принадлежат АО "РКК Байконур".
На фоне скандала уже казахстанские власти пообещали вернуть "Бураны" в госсобственность.
Как заявил РИА Новости министр цифрового развития Казахстана Багдат Мусин, руководство страны считает незаконной передачу "Буранов" частному лицу. При этом он признал, что законность этой сделки оспаривается в судах уже третий год.