Sergofan>> Это просто показательно и примерно, это же надо так вообще ничего не понимать
Userg> Интересно, что еще я не понимаю?
Главного:
Основанием для расторжения контракта на поставку газа Молдове может стать то обстоятельство, что в установленные сроки не будет подписано одно из двух ключевых соглашений.
// point.md
Основанием для расторжения контракта на поставку газа Молдове может стать то обстоятельство, что в установленные сроки не будет подписано одно из двух ключевых соглашений.
Речь идет о межправительственном соглашении между Молдовой и Россией или о соглашении «Молдовагаз» — «Газпром». Об этом в рамках брифинга сообщил министр инфраструктуры и регионального развития Андрей Спыну, передает nokta.md
«Опасения, которые могут помешать подписанию двух соглашений, заключаются в том, что соглашение не может быть достигнуто ни между «Молдовагаз — Газпром», ни на уровне Межправительственной комиссии.
Если соглашение не будет достигнуто, это может послужить основанием для возможного прекращения действия контракта. Это если стороны не примут иного решения», — сказал Андрей Спыну.
Это отсрочка на 4-5 месяцев, не более.
По сути, “Газпром” через свою “дочку” накапливал долги сам перед собой, а теперь хочет переложить их на правительство Молдовы.
// www.eurointegration.com.ua
Газовое соглашение состоит из двух документов.
Первый – это, собственно, газовый контракт между двумя коммерческими структурами-монополистами, "Газпромом" и "Молдовагазом". Подписей чиновников под ним нет, в нем речь идет чисто о финансовых/контрактных условиях. Политических положений в этом соглашении просто не может быть, потому что они не будут иметь силы и не будут исполнены сторонами. К сожалению, полный текст газового соглашения, как это обычно бывает с коммерческими договорами, не обнародуется, потому что оно защищено нормой о неразглашении, хотя его базовые параметры известны.
Второй документ – это "политический протокол", политическое заявление Молдовы о готовности к выполнению дополнительных условий. Он заслуживает отдельного анализа, а прежде – коротко об условиях поставки газа.
Хотя команда Майи Санду рассказывает об уникальных и очень выгодных финансовых условиях, эти заявления можно подвергнуть сомнению, они больше похожи на политический пиар.
Газовая договоренность скорее стала компромиссом.
Финансово она выгодна обеим сторонам.
"Газпром" (ожидаемо) согласился на формулу цены, основанную на нефтяных и газовых ценах в Европе. Поэтому цена для Молдовы в несколько раз вырастет, но все равно будет в 1,5-1,8 раза ниже нынешних пиковых европейских, которые сейчас достигают почти $1000. От сторон звучит оценка ноябрьской цены на уровне $450-600; в Кишиневе убеждены, что с декабря цена будет снижаться.
Срок действия контракта, прописанный в нем, – пять лет.
Важная деталь: контракт не ограничивает Молдову в закупке газа от альтернативных поставщиков, так что в случае удешевления газа на спотовом рынке Кишинев сможет закачать его в хранилища, например, в Украине, чтобы использовать в следующую зиму. Также есть возможность пересмотра/разрыва контракта в 2022 году, убеждает глава "Молдовагаза" Вадим Чебан. Хотя от правительства заявлений о возможном пересмотре пока не слышно.
Реальнее всего, что угроза разрыва будет исходить от России. И это
действительно может произойти в следующем году.
"Заплатите долг. Иначе – отключим газ"
Главная уступка, на которую идет Молдова в обмен на возобновление контактных поставок из России по сниженной цене, – это вопрос долга перед "Газпромом". В этом вопросе стороны также сошлись на компромиссе, но ближе к позиции Кишинева.
На кону – старые долги на сумму до $700 млн, которые якобы есть у "Молдовагаз" перед "Газпромом" и одной из его "дочек". Важно, что сейчас речь не идет о точной сумме. 700 млн – это оценка России, а не Молдовы; в то же время Кишинев много лет говорит, что часть этого долга взята из воздуха, не подтверждена. Именно это и было главным предметом переговоров.
В итоге "Газпром" согласился на ту схему, которую публично предлагал Кишинев: правительство Молдовы должно нанять международных аудиторов, которые изучат этот долг и определят, какая часть из него реальна.
Важная деталь.
Пусть вас не вводит в заблуждение название "Молдовагаз". Эта компания – это скорее еще один "Газпром".
Это акционерное общество было создано в 1999 году решением правительства. 50%+1 акция "Молдовагаза" с самого начала принадлежали "Газпрому" напрямую. Еще 13,44% акций – "правительственным структурам" Приднестровья (нет, это не шутка, Молдова действительно позволила де-факто власти непризнанной "республики" иметь в собственности акции стратегического предприятия). А поскольку Приднестровье находится под эффективным контролем РФ, эти акции смело можно отнести к активу Москвы.
И только 35,33% акций "Молдовагаза" находятся в собственности правительства Молдовы.
Вскоре после создания этот монополист начал накапливать долги и довел их до суммы в $433 млн. Да, вы правильно поняли: по сути, "Газпром" через свою "дочку" накапливал долги сам перед собой, а теперь хочет переложить их на правительство Молдовы.
В правительстве говорят, что реальные газовые долги составляют лишь небольшую часть этой суммы. В то же время, среди долгов есть многомиллионные "инвестиции 'Газпрома' в 'Газпром'", суть которых властям Молдовы остается неясна. Еще $276 млн – проценты и пеня, которые Кишинев также не признает, потому что не признает тело долга.
Следовательно, до 1 мая Кишинев должен провести аудит, согласовать его с "Газпромом" и подписать межправительственное соглашение о газовом сотрудничестве. В противном случае, похоже, действующее соглашение будет разорвано. Так что, несмотря на победные заявления о пятилетнем контракте, больше похоже, что это лишь передышка на зиму. Что, впрочем, само по себе неплохо, учитывая, в каком глубоком энергетическом кризисе была Молдова в октябре.
Но в Кишиневе нашли важный козырь, который и "сыграл". И это не только прогноз погоды (хотя он тоже повлиял - до следующего понедельника в Кишиневе прогнозируют дневную температуру на уровне 15-21 градуса).
Одним из переломных моментов стал… мягкий шантаж в адрес Кремля.
Обнародованные молдавским Мининфраструктуры документы свидетельствуют, что Кишинев пригрозил просто ликвидировать акционерное общество "Молдовагаз". В 1999 году оно было создано решением правительства, так почему бы его не закрыть точно так же? Или не изменить его статус, начав банкротство, в результате которого "Газпром" останется с долгами перед самим собой?
Об этой же угрозе пишет и российское издание Neftegaz.ru.
Поэтому в протокол, подписанный вместе с газовым контрактом, добавили обещание правительства Молдовы не реорганизовывать и не менять статус "Молдовагаза" до решения вопроса его долгов.
Нужно признать, что это довольно рискованная норма, потому что оценки того, решен ли вопрос долгов, у Кишинева и Москвы, наверное, разойдутся. Так что впереди – непростые баталии.
В документах, подписанных для урегулирования газового кризиса, многократно подчеркивается: речь идет только о газе, поставленном правому берегу. От признания долгов левобережья правительство отказывается.
И не стоит советовать Молдове договориться с Украиной и вместе перекрыть кран, отключить Приднестровье от газа, за который оно не платит. Во-первых, в этом случае отрезанной от газа окажется небольшая часть подконтрольной территории Молдовы и, повторимся, под угрозой будут поставки в часть Одесской области. А во-вторых, и это главное, о шагах, которые будут расценены как блокада, в Кишиневе не готовы даже дискутировать.
И что делать с этим регионом, потребляющим российский газ и не платящим за него, в Кишиневе пока не понимают. Впрочем, это внутренний вопрос Молдовы, ее граждан и элит.