МОСКВА, 27 июл — ПРАЙМ. "Газпром" не стал бронировать на август новый объем дополнительных мощностей для транзита газа через Украину, свидетельствуют данные венгерской торговой платформы RBP.
Всего на аукционе во вторник предлагалось забронировать на август прерываемые транзитные мощности в объеме 63,7 миллиона кубометров газа в сутки.
При этом 19 июля прошел основной аукцион на бронирование твердых транзитных мощностей газотранспортной системы Украины. На нем "Газпром" выкупил весь предлагавшийся объем для прокачки газа через украинскую территорию, то есть 15 миллионов кубометров в сутки, как и в предыдущие месяцы.
Россия и Украина в конце декабря 2019 года подписали пакет соглашений о продолжении транзита газа через территорию республики, в том числе транзитный контракт на пять лет, согласно которому "Газпром" гарантирует прокачку 65 миллиардов кубометров газа в первый год и по 40 миллиардов в последующие четыре. Эти договоренности обеспечили продолжение транзита после истечения предыдущего контракта.
Таким образом, ежесуточный объем прокачки в рамках контрактных обязательств компании перед украинской стороной в текущем году составляет около 109 миллионов кубометров.
Кремлевский расчет
Аналогичный прагматизм в отношении украинского транзита прослеживается и у руководства Германии. Хотя россияне и немцы рассказывают о том, что «Северный поток — 2» якобы является сугубо коммерческим проектом, Москва использует его именно как геополитический инструмент. В Берлине все это прекрасно понимают.
Увы, но отдельные политические факты указывают, что на серьезную поддержку ФРГ по продлению транзита нам рассчитывать не стоит. Буквально сразу после сообщений об американо-немецком компромиссе по СП-2, МИД Германии потребовал от Киева перенести в украинское законодательство скандальную «формулу Штайнмайера».
Для Офиса президента это плохой сигнал. Подобные заявления указывают, что правительство ФРГ в целом готово на компромиссы с Кремлем по Донбассу за счет интересов Киева. Заодно как бы наказывая Украину за резкую публичную реакцию против проекта СП-2, в котором так заинтересован Берлин.
Такую позицию Германии российское руководство обязательно использует для «транзитных торгов» с украинским правительством.
«Россияне ближе к 2024 году, в зависимости от обстановки, предложат Киеву контракт на транзит газа. Но уже сейчас нужно быть готовым к тому, что они предложат наименее выгодный и наиболее унизительный для Украины вариант. Задача Кремля показать, что стремление Украины в ЕС и НАТО чревато политическими и экономическими потерями. Дескать, идите, куда хотите, но мы покажем, насколько дорого это вам обойдется», — пояснила «Апострофу» политический аналитик, эксперт по оккупированным территориям Мария Кучеренко.
Украина должна вести переговоры с «Газпромом» о транзите российского газа после 2024 года, заявил глава компании «Нафтогаз Украины» Юрий Витренко в интервью «Радио Свобода» (внесен Минюстом в реестр СМИ-иноагентов).
«К сожалению, переговоров (с Россией. — РБК) нет. <...> Переговоры с немецким правительством о продлении контракта с «Газпромом» тоже неуместно вести», — сказал он.
По его словам, украинская сторона должна вести переговоры о продлении контракта на транзит после 2024 года именно с «Газпромом». Он также подчеркнул, что украинская сторона заинтересована в бронировании мощностей европейскими компаниями «не после 2024 года, а сейчас».
Украинская энергетическая биржа указывает, что стоимость газа на европейских хабах до границ Украины, согласно данным на 3 августа, составила 18,14 тысячи гривен за тысячу кубометров....это 680 долларов
Непростым российско-украинским газовым соглашениям уже не один год. Официальные лица в Киеве обычно все сводят к тому, что российский газ для Украины дорог, а его стоимость и саму безальтернативность поставок Россия якобы использует против Украины как энергетическое оружие.
И в этом Украина не оригинальна: страны ЕС тоже постоянно жалуются, подают иски в арбитраж. Что неудивительно. Газ – один из ключевых элементов в цепочке формирования себестоимости товаров и услуг. А поскольку ЕС в первую очередь экономический союз, цена на газ в любом из входящих в него государств в конечном счете влияет и на остальные.
Но вот парадокс. Если страны Европы периодически добиваются для себя каких-то скидок (Германия в 2013-м, Польша в 2012-м), то с Украиной все иначе. Сегодня на Украине цена колеблется от 445 (население) до 670 (промышленность) долларов за тысячу кубометров. Для сравнения, в соседней с Украиной Белоруссии – 127 долларов.
В итоге, если в 2013-м Украина потребляла более 50 млрд кубометров газа, а в 2012-м – почти 55, то в 2020-м – менее 30. Из них почти 20 она добывает сама. По привычке украинская власть еще заводит старую шарманку о плохой России и дорогом газе. Но, как видим, сегодня цены на газ на Украине высоки совсем не из-за импорта. Так «Нафтогаз» компенсирует «льготную» цену для населения. Еще раз: газ собственной добычи стоит на Украине дороже, чем любой импортный. Дороже российского, дороже европейского. И даже катарского – неслучайно его намереваются закупать уже и там.
С ценами еще проще. Правительству Украины выгодно их повышение – так оно выводит из тени налоги и наполняет бюджет. Другие способы не работают. Правда, это двойным рикошетом лупит по населению (рост цен на товары и на коммунальные услуги). Но за свободу нужно платить.
Чисто теоретически Украине было бы выгодно покупать газ у той же Белоруссии по 300 и даже по 400 долларов за тысячу кубометров. Поставлял же Лукашенко на Украину российский уголь. Но тут даже до споров с Газпромом не дойдет, не позволит ЕС. Ему такое положение вещей тоже выгодно: украинский экспорт не слишком докучает, свой бизнес производство на Украине не откроет. А у границ – всегда толпы украинцев. Жизнь на родине для них стала роскошью, и заработать можно только в Европе.