Из Телеграммканала "Далеко ли до Таллина":
Хороший комментарий по бездействию ЕС в отношении кризиса на границе Литвы и Беларуси. Федор Александрович совершенно справедливо отмечает, что такое миграционное давление может стать успешным инструментом внешней политики ряда стран. Однако существует и еще один аспект, в котором эта ситуация может создать серьезный прецедент - в отношении стран ЕС к прибывающим к ним беженцам.
До сих пор все столкнувшиеся с волной беженцев европейские страны, как ни крути, продолжали реагировать на миграционный кризис на своих границах в рамках представлений ЕС о том, что правильно и гуманно. Конечно, потоки мигрантов огораживают заборами и заграждениями, лодки с беженцами не принимают в портах и т.п., но о целенаправленных атаках вооруженных сил страны на беженцев речи пока вроде не было. И Литва, вероятно, станет первой страной ЕС, которая воплотит этот сценарий в жизнь.
На этой неделе глава МВД Литвы Агне Билотайте предложила ввести чрезвычайное положение в граничащих с Беларусью самоуправлениях, что предполагает, что охраной границы займется армия. Принятия этого решения можно ждать в ближайшее время: несмотря на помощь соседних стран, Литве не удается закрыть бреши в границе, каждый день сюда проникают сотни нелегалов. Их решено поселить в специально созданном палаточном лагере, однако местное население против и вчера, например, протестовало у здания правительства. Президент Литвы и лидеры ведущих политических сил уже провели консультации, на которых обсудили введение ЧС на границе.
Как говорят литовские политики, режим ЧС "сделает невозможным пересечение границы". Это можно толковать единственно возможным способом: армия получит полномочия применять к пересекающим границу мигрантам силу. Можно не сомневаться, какие эмоции это вызовет у правозащитных организаций (которые уже сейчас возмущены бесправием беженцев в Литве).
Еще более сложную дилемму это поставит перед ведущими странами ЕС. Заниматься отдельными проблемами Литвы никто из них действительно не хочет, однако мириться с попранием основных принципов гуманности в отношении к беженцам они тоже не могут. При этом добиться консенсуса по этому вопросу в ЕС будет почти невозможно: восточные и южные страны ЕС давно недовольным миграционной политикой сообщества.
Для ЕС все это грозит серьезным внутренним кризисом (звучит как оксюморон, но да, выглядит так, что даже на фоне нынешних проблем Евросоюза обострение из-за ситуации с беженцами будет очень заметным). Для стран же Европы, которые о миграционном давлении знают не понаслышке, ситуация покажет доступный им арсенал средств борьбы с кризисом.
ЕС своим нынешним бездействием фактически легитимизирует не только метод целенаправленного миграционного удара, но и ответ на него. Видя, что Литва в безвыходной ситуации пошла на применение силы к мигрантам, другие страны сообщества в подобных обстоятельствах будут считать, что и у них развязаны руки.