Реклама Google — средство выживания форумов :)
Результаты специалисты представили на сессии обзора ключевых исследований области (Late-Breaking Clinical Trial) ежегодной международной конференции Heart Rhythm 2021, организатором которой является Общество ритма сердца (англ. Heart Rhythm Society). В исследование включили 52 пациента с пароксизмами фибрилляции предсердий в анамнезе, являющихся кандидатами на аортокоронарное шунтирование, которых разделили на две группы. В группе пациентов, прошедших временную стимуляцию спинного мозга в течение трех суток до аортокоронарного шунтирования и семи суток после, частота возникновения пароксизмов фибрилляции предсердий в 30-дневный период наблюдения составила 3,8 против 30,2 % в группе больных, перенесших только «открытое» вмешательство.
«Наша задача – оценить безопасность и эффективность данной технологии. В течение 30 дней мы не наблюдали осложнений или серьезных клинических событий, что доказывает безопасность процедуры. Мы продемонстрировали, что временная стимуляция спинного мозга снижает риск послеоперационных нарушений ритма сердца на 89 %. Технология заслуживает дальнейшего изучения в качестве метода, позволяющего предотвратить фибрилляцию предсердий в послеоперационном периоде у пациентов после "открытых" вмешательств на сердце», – сообщил автор исследования, заместитель директора по научной работе доктор медицинских наук Александр Борисович Романов.
«Я являюсь одновременно и терапевтом, и врачом лабораторной диагностики и для меня очевидно, насколько важно выявлять признаки заболевания на самых ранних этапах, когда лечение наиболее эффективно, а последствия для здоровья минимальны», - отметила руководитель проекта, научный сотрудник НИИТПМ – филиал ИЦиГ СО РАН, к.м.н. Виктория Шрамко.
Работы по проекту, поддержанному грантом начались летом и продлятся в течение года. В эти сжатые сроки ученые должны не просто представить молекулы-кандидаты на роль маркеров заболевания, но и расширить теоретические знания о развитии сердечно-сосудистых, метаболических и других патологий, связанных с атеросклерозом.
«К сожалению, немногие врачи, работающие в обычных поликлиниках, знают про современные биомаркеры сердечно-сосудистых заболеваний. Они привыкли работать по схемам, которые давным-давно устоялись. Но эти схемы не учитывают, как развитие медицинской науки, появление новых фармпрепаратов, так и изменения, которые происходят в самом заболевании. К этим изменениям надо адаптироваться», - подчеркивает Виктория Шрамко.
Наша страна тоже имеет богатую историю взаимодействия и сотрудничества врачей и духовенства, издревле на Руси в центре больниц располагался храм, а за каждым лечебным учреждением был закреплен священник. К сожалению, эта добрая традиция была утрачена. Но сейчас благодаря усилиям Министерства здравоохранения России, Синодального отдела по благотворительности и при поддержке Министерства труда и социальной защиты России ведется работа по развитию больничного служения. В данном направлении учитывается передовой зарубежный опыт", - сказала она на международной конференции "Психологическая и духовная помощь пациентам в медицинских организациях".
Андрей Николаевич, расскажите подробнее о принципе операции с помощью стент-ретривера. Каким образом она проходит? Насколько мне известно, она занимает меньше времени.
- Процедура на словах достаточно простая. Если пациент вовремя доставлен в клинику, делается пункция артерии в руке. Через прокол в руке проводится инструмент в зону поражения – в отделы мозга, где находится тромб. Через тромб проводится стент-ретривер. Внутри тромба он раскрывается и, как якорь, зацепляется за тромб. После этого врач вытягивает назад инструмент вместе с тромбом на самом стент-ретривере. Есть другая техника: это таким же образом через пункцию в артерии заводится катетер, и отсасывается тромб из сосудистого русла. Т.е. на словах это выглядит просто, на самом деле здесь самое важное это умение врача.
angi2.png
Насколько хорошо он обучен, насколько он грамотен, насколько все подготовлено, чтобы процедуру провести. В данный момент эта процедура намного сложнее, чем на сердце: если хоть какой-то кусочек тромба улетает, мы получаем инсульт с более тяжёлыми поражениями. Т.е. эта задача намного сложнее, но при этом она решается. Эта технология активно развивается во всем мире.
-Т.е. человек буквально оживает на глазах за считанные минуты?
- Вплоть до того, что, если человек лежит на столе в стадии растения, то после извлечения тромба, он возвращается в сознание, начинает разговаривать. Результат виден прямо на столе в течение нескольких минут.
- Вы сказали, что операция намного сложнее многих, которые существуют на сегодняшний день. По времени это сколько примерно? Что касается инсультов, инфарктов, здесь же ведь счет идет на секунды.
- Сама процедура продолжается 10-15 минут с момента пункции. Может быть быстрее. Все зависит от квалификации специалиста и насколько сложно поражение, как далеко локализовался тромб. В целом эта процедура достаточно короткая. Здесь самое важное – борьба за время. Начиная со времени возникновения симптомов инсульта, важно, чтобы пациент быстро попал в лечебное учреждение, где есть специалисты. Там буквально в течение 15-30 минут проводится операция, и при благополучном исходе пациент возвращается к нормальной полноценной жизни.
- Когда компания «Ангиолайн» появилась у нас в стране, на тот момент получить такое оборудование можно было только у зарубежных стран. На сегодняшний день есть ли аналоги в мире такого стент-ретривера и насколько они дороже российских?
- На сегодняшний день выпускается порядка 5-6 стент-ретриверов. Если мы не считаем наши, это зарубежные исполнители. Наиболее известна фирма «Метроник». Они присутствуют сегодня и на российском рынке. Мы не одни. Технология развивается и западными компаниями, и отечественными. В среднем они обычно дороже в 2-3 раза, но, когда есть отечественные производители, цены начинают снижаться. Это на примере коронарных стентов было видно. Буквально 6-7 лет назад коронарные стенты стоили порядка 80-100 тысяч за стент. Это была достаточно дорогостоящая процедура. На сегодняшний день цены опустились почти в 5 раз. Из-за присутствия отечественных игроков – фактов достаточно много – в целом медицинское изделие стало стоить в 4-5 раз дешевле, а это значит, что в 4-5 раз больше людей потенциально могут получить данный вид помощи.
angi4.png
Россия в помощи кардиопациентам дошла до уровня европейских стран. Мы отстаем в 1,5 раза от Соединенных Штатов, но по европейским меркам мы уже сопоставимы. Эта процедура выполняется повсеместно и стала рутинной. Мы сделали обучающую лабораторию, где на мини-пигах, либо на крупных свиньях ландрасах, врачи могут оттачивать свои навыки. В результате, когда они будут оперировать людей, вероятность ошибок будет сведена к минимуму, а это значит, опять же, у нас будет меньше погибших, меньше пациентов с недостаточно качественным оказанием медицинской помощи. Самое главное – у нас будет больше пациентов, которые будут спасены и будут нормально жить. Мы теряем какое-то количество животных, но получаем высококвалифицированных специалистов, которые могут оказывать качественную медицинскую помощь. Кроме помощи пациентам с инсультом, в этом году мы должны запустить производство аортальных клапанов. Это отдельная категория пациентов, у которых поражен артериальный клапан. Это тяжелые пациенты. Продолжительность их жизни сопоставима с онкобольными. Если им вовремя не оказывается помощь, они погибают в течение полугода-года.
- Большой процент таких пациентов?
- Если мы сравниваем с показателями Германии, то приблизительно 30-40 тысяч пациентов нуждаются ежегодно в такой помощи. При этом в России делается порядка полутора тысяч. Это тот пласт, который еще можно разрабатывать. На сегодняшний день мы – первая компания, которая научилась делать самораскрывающиеся клапаны. Принцип такой же простой: делается пункция в бедренной артерии, по сосудам заводится клапан в сердце и сам раскрывается. Это операция для пациентов возрастных с тяжелыми патологиями, т. е. для тех, которым нельзя делать открытые операции. Таких пациентов достаточно много. Чем лучше работает система здравоохранения, тем больше у нас пожилых пациентов. Чем больше у нас пожилых пациентов, тем больше потребность в эндоваскулярных клапанах. Пожилые пациенты, как правило, тяжело переносят открытые операции, поэтому я сравнил с Германией: там большой процент пожилых. В последние годы в России все было направлено на увеличение продолжительности жизни и, соответственно, обратная сторона увеличения продолжительности жизни – у нас появляется большое количество стариков, которым требуется оказывать своевременно помощь качественно и безопасно. И, соответственно, потребность в высокотехнологических изделиях будет только расти.