С «Северным потоком — 2» Польша просчиталась, сделав ставку не на того партнера. Теперь, когда завершение проекта не за горами, в Варшаве подумывают, как бы получить хоть маленький кусочек пирога. На первый план вышла идея стать транзитером газа для Белоруссии и Украины, но и этот проект не так-то легко осуществить.
// inosmi.ru
Строительство газопровода в Балтийском море, разумеется, не соответствует интересам Польши, так что мы совершенно справедливо выступали против него. Следовало громко протестовать, мобилизовать протестные силы в ЕС и за его пределами, а одновременно, уже менее громко, разговаривать с Германией и Россией об условиях, на которых мы можем отказаться от саботирования проекта. Этого не делалось, следовательно, польская правящая команда полагала, что ей удастся заблокировать инвестицию, или что это сделают США. И то, и другое — свидетельство недопустимой для политика (в особенности находящегося у власти) наивности, которая особенно опасна в период обострения международной конкуренции.
Ситуация, в которой Украина и Белоруссия утрачивают статус транзитных государств, но Польша становится транзитным государством для них, теоретически исключительно выгодна.
На практике мы видим, что Белоруссия из-за ошибочной внешней политики «Права и справедливости» (PiS) и в первую очередь из-за позиции самого Александра Лукашенко свернула на путь тесной интеграции с Россией. Напомню, что газопроводную сеть в Белоруссии уже контролирует Газпром. Возможности невелики, а во взаимных отношениях в разных сферах есть много проблем, которые следовало бы предварительно преодолеть. Это получится только в том случае, если Польша сможет добиться хотя бы минимальной нормализации отношений с Россией, ведь та выступает в Белоруссии важным фактором.
Что касается Украины, следовало бы приступить к реализации проекта по наращиванию транзитного потенциала. Однако украинская сторона не спешит строить новую ветку, служащую продолжением газопровода Германовичи — Страхочина. К сожалению, украинские партнеры относятся к нам прохладно, а порой и неуважительно, причем не только в контексте газовой тематики.