«Это разгром. Бизнес в России для нас окончен», — заявил нам Йиржи Коварж, член правления компании «УНИС» из Брно, которая занимается инжинирингом в нефте-химической промышленности. По словам Коваржа, сейчас под угрозой оказалась как минимум одна поставка для нефтяной промышленности стоимостью около миллиарда рублей (почти 300 миллионов крон). Вот уже несколько лет, как «УНИС» решает проблему влияния политики на его бизнес. Проявляется это, в частности, в том, что в глазах российских партнеров чешская фирма выглядит не слишком надежным партнером, поскольку нет уверенности в том, что она сможет выполнить многолетние контракты. Одна из проблем, например, — сложности при получении лицензии на экспорт комплектующих. Поэтому вместо крупных и многолетних проектов с высокой маржей «УНИС» получает мелкие контракты на год, которые приносят мало прибыли.
Чешский экспорт в Россию достиг пика в 2012 — 2014 годах, когда объемы превышали 110 миллиардов крон в год. Но потом Россия в ходе военной операции захватила полуостров Крым, и ухудшились отношения между Россией и ЕС, который ввел против нее санкции. За один год чешский экспорт упал почти на треть. В 2019 году, правда, объемы снова стали расти и в 2020, несмотря на коронавирусный кризис, достиг 98,8 миллиардов крон. Большая часть экспорта (29 миллиардов крон) относится к категории станков и оборудования. Еще 21 миллиард приходится на автомбили, прежде всего производства «Шкода Ауто». В рамках партнерства концерна «Фольксваген» с российским автопроизводителем ГАЗ «Шкода» также с 2018 года производит модель «Кадьяк» в Нижнем Новгороде.
Но, несмотря на санкции, чешский аграрный экспорт рос и в прошлом году достиг почти 3,8 миллиардов крон. В экспорте в Россию преобладает пиво и чешский голубой мак. Также в значительных объемах экспортируются корма для домашнего скота и инкубационные яйца для разведения птицы. Их поставляет, например, компания «Ксаверов» и «Мах Друбеж».
Расследование The Insider и Bellingcat проводилось при участии немецкого журнала Der Spiegel и чешского издания Respekt. В материале утверждается, что взрыв на складе боеприпасов в чешской деревне Врбетице был «диверсией», руководил которой генерал Андрей Аверьянов, командир войсковой части ГРУ (Главное разведуправление РФ, современное название — Главное управление Генштаба) № 29155. Вместе с ними в операции принимали участие его подчиненные из той же войсковой части Денис Сергеев, Егор Гордиенко, а также подполковник Николай Ежов и предполагаемые сотрудники ГРУ Анатолий Чепига и Александр Мишкин (они якобы скрываются под именами Александр Петров и Руслан Боширов).
Согласно публикации, господа Петров и Боширов использовали поддельные паспорта на имена Руслана Табарова и Николая Попы. Россияне связались с компанией Imex (она занималась хранением оружия во Врбетице) и, представившись потенциальными покупателями, попросили доступ к закрытому участку склада на период с 13 по 17 октября 2014 года. После этого представители Imex связались с болгарским торговцем оружия Емельяном Гебревым, хранившем часть оружия на этом складе. Компания сообщила болгарину о потенциальных покупателях на его оружие, которые хотят встретиться до 15 октября, однако господин Гебрев встречаться не захотел. Взрыв во Врбетице произошел 16 октября 2014 года на складе боеприпасов № 16, в результате было уничтожено 58 тонн боеприпасов и погибли двое сотрудников Imex. Какие-либо детали об организации взрыва в расследовании не приводятся.
Издание Seznam со ссылкой на чешских следователей пишет, что «агенты российских спецслужб» при посещении склада Imex тайно установили «взрывную систему». Что это была за система и как она устроена, криминалисты пока не установили. Близкие к расследованию источники издания также утверждают, что ко взрыву причастна «более широкая группа элитных офицеров» российской разведки. Издание пишет, что Анатолий Чепига и Александр Мишкин «не являются экспертами по взрывчатым веществам», поэтому в Чехию приезжали еще как минимум двое других сотрудников ГРУ. Одним из них был сотрудник посольства России Сергей Федотов, которого чешское следствие считает «экспертом по ядам и взрывчатым веществам»: якобы он должен был построить взрывное устройство, сдетонировавшее на складе. Также в Чехию приезжал другой сотрудник ГРУ — Калинин (его имя издание не приводит), который был предполагаемым начальником господ Чепиги и Мишкина и должен был координировать всю операцию, утверждает Seznam.
Премьер-министр Чехии Андрей Бабиш считает, что взрыв во Врбетице не был нападением на страну, а был нацелен на партию вооружения. Евросоюз счел обоснованными подозрения Чехии в причастности России ко взрыву. Чехия призвала ЕС и НАТО также выслать офицеров российских спецслужб. В МИД РФ убеждены, что чешские власти за семь лет не сумели разобраться, кто виноват во взрыве, а ситуацию с расследованием дела назвали «маразматическим парадом».
Фронт национа́льного освобожде́ния и́мени Фарабу́ндо Марти́ (ФНОФМ, исп. Frente Farabundo Martí para la Liberación Nacional, FMLN) — политическая партия левой ориентации, одна из двух крупнейших партий в Сальвадоре (наряду с правоконсервативным Националистическим республиканским альянсом). Носит имя лидера сальвадорских революционеров начала XX века Фарабундо Марти.