Официальный сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы
// unisolidarity.ru
В сети активно обсуждается тот факт, что президент узнал о реальных зарплатах ученых. Оказалось, научные сотрудники и преподаватели получают зарплату, не соотносящуюся с легендарными «майскими указами». Впрочем, ещё в 2018 году мы проводили наш первый мониторинг зарплат и выяснили, что майские указы обернулись лишь экспоненциальным ростом нагрузки при фактически тех же зарплатах.
Настало время повторить наш мониторинг. Мы очень просим всех, кто работает в высших учебных заведениях, пройти наш опрос и переслать его своим коллегам.
Неужели где-то были наивные люди, верившие в
розовых пони выполнение или хотя бы выполнимость тех указов? Впрочем, бывает всякое...
И результаты мониторинга зарплат за 2018:
Официальный сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы
// unisolidarity.ru
В целом склонен ему верить.
Можно уверенно говорить, что основной путь достижения искомых зарплат в рамках «майских указов» — манипуляции. К примеру, перевод преподавателей на долю ставки. То есть, все получают столько же, сколько и раньше, но на бумаге — заработная плата на одну ставку выросла. Еще один вариант: зачислить на 0,1 ставки в подразделение какого-нибудь большого начальника, например проректора. Тогда его зарплата учитывается в «общем котле», а при подсчёте средняя зарплата растёт на глазах изумлённой публики. Кроме того, совместителей и почасовиков (всех у кого низкие зарплаты) выпихивают за штат, и они начинают работать по договорам ГПХ. Это значит, что их зарплата не учитывается в статистике. Как показал мониторинг, на практике используется суперпозиция всех этих методов, так что отчётность Минфина и Минобрнауки не более, чем белый шум.
В целом механика известная, но о некоторых креативных приёмах формирования нужных параметров отчётности даже не догадывался.
Официальный сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы
// unisolidarity.ru
О росте средней заработной платы в НИУ «МЭИ». Как известно из данных Росстата, средняя заработная плата в г. Москве в 2019 году была 94,294 тыс. рублей, а за 9 месяцев 2020 года она составила около 95 тыс. рублей. Таким образом, 200% в 2019 году составляет сумму 188,588 тыс. рублей. По данным названного выше раздаточного материала, средняя заработная плата профессорско-преподавательского персонала составила 167,4 тыс. рублей в месяц, что противоречит утверждениям авторов «Официального ответа…» по этому вопросу. Авторы «забыли» указать, что показатели «средний заработок заведующего кафедрой — более 150 тыс.руб., профессора – более 150 тыс.рублей» были достигнуты прежде всего за счет изгнания в последние годы из университета или перевода на долю ставки штатных сотрудников профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного штата (УВШ), составляющих костяк научно-педагогических школ МЭИ, при постоянном росте реальной нагрузки на оставшихся сотрудников и массового привлечения к ведению занятий магистров и совместителей, не имеющих должного опыта работы и учебно-педагогического стажа. Такое положение дел не может не сказаться на качестве подготовки специалистов в НИУ «МЭИ».
Кроме того, приведенные в «Официальном ответе…» цифры, вероятно, относятся к тем, кто занимает полную ставку, а средняя ставка ППШ по МЭИ – 0,34. Также указаны не оклады, а доходы, что не одно и то же.
В публикациях и рассуждениях на тему оплаты преподавателей в высшей школе почему-то обходится вопрос низкого уровня оплаты учебно-вспомогательного штата и его постоянного сокращения, что существенно увеличивает реальную нагрузку на преподавателей, ведущих практические занятия со студентами.
УВШ в НИУ «МЭИ» – одна из самых низкооплачиваемых, незащищенных и постоянно притесняемых категорий работников. Сотрудники университета из категории «65+» неоднократно жаловались мне на сокращение оплаты их труда в мае 2020 года, в самый пик ограничений в г. Москве, когда этой категории сотрудников оплачивали работу по больничным листам, которые они не оформляли. Остальных сотрудников УВШ принудили написать заявление об уходе в отпуск, тем самым лишив их права на полноценный отпуск в летний период. Проверить достоверность этой информации могут соответствующие комиссии Министерства науки и высшего образования РФ и Прокуратуры РФ, но жалобы от разных сотрудников дают мне основание полагать, что эта ситуация не придумана. Поскольку уровень реальной зарплаты УВШ и без того крайне низкий, и сотрудники вуза действительно бесправны и зависимы от прихотей руководства, то жаловаться на этот «беспредел» никому не стали.
Сами по себе рассуждения о средней заработной плате очень напоминают анекдот о средней температуре по больнице. Реальные доходы сотрудников университета существенно отличаются не только по размеру должностного оклада в штатном расписании, но и от института и кафедры, где они работают, а также от степени лояльности и близости к руководству.
Официальный сайт Межрегионального профсоюза работников высшей школы
// unisolidarity.ru
Выполняя «дорожную карту», администрация университета пошла по пути сокращения штатных ставок до трех четвертей, половины и даже до четверти ставки, а нагрузка при этом на какое то время оставалась неизменной. ...
Такой метод представлял администрации университета ряд преимуществ, поскольку различные количественные показатели, по которым министерство оценивает вузы, рассчитываются, принимая знаменателем количество преподавательских ставок. Это был удобный способ продемонстрировать министерским показателям эффективности. Помимо прочего, он позволял ректору показать, что зарплаты растут в соответствии с «майскими указами». К тому же, такой метод позволял ректору продемонстрировать сокращение штатных ставок, не создавая дефицита преподавателей и увеличивая соотношение преподаватель-студент. Т.е. ректор сокращает не преподавателей, а ставки. Но, согласно трудовому законодательству, на такие изменения условий занятости требуется согласие работника. Большинство преподавателей, видя соотношение сил не в свою пользу, дают такое согласие.
...А они на контракте, люди зависимые, и от эффективности выполнения этого распоряжения зависела их судьба, ректор регулирует длину их поводка, особенно когда их возраст за …десят. На кафедре, на факультете всегда находились люди, которые за различные вознаграждение выполняют поручения администрации по проведению «разьяснительных» бесед с преподавателями. Основная масса преподавателей, запуганная возможными санкциями со стороны администрации, повела себя достаточно пассивно. Те преподаватели, которые безропотно подписывали заявление с просьбой перевести их на долю ставки, в дальнейшем получали бонусы в виде маленького довеска к его доли ставки, т.к. у администрации всегда оставались свободные ставки «в загашнике». Это развращало преподавателей и вызывало внутреннее напряжение в коллективе. Преподаватели кафедры, отказавшиеся принять такие условия, попадали в категорию неугодных: им грозили или увольнением всеми правдами и неправдами, или непродлением контракта. С такими преподавателями даже в случае прохождения по конкурсу заключали контракт на 1-2 года, что прямо противоречит закону. В результате таких манипуляций 70% преподавателей моей кафедры были переведены на долю ставки.