Перенасыщение российского рынка традиционными для страны видами мяса, прежде всего свининой и курятиной, на фоне высокой конкуренции среди производителей вынуждает агрохолдинги искать другие ниши. В качестве альтернативы участники рынка выбрали баранину, утятину и крольчатину. Многие из тех, кто осваивает узкие сегменты, рассчитывают повторить успешный опыт активного вывода на рынок индейки. Ее потребление еще в начале 2000-х было минимальным, а сейчас это один самых популярных продуктов. Однако эксперты сомневаются в возможности быстрого взлета нишевых сегментов.
Противовирусная птица
Мясные предпочтения россиян меняются, смещаясь от традиционных свинины и курятины. Самый яркий пример — индейка, которую многие уже считают привычным продуктом, однако на самом деле он сравнительно новый для России.
Реальные инвестиции в производство индейки в стране начались лишь около 15 лет назад, и за это время ее выпуск увеличился в 20 раз. Из нишевого сегмента индейка превратилась в большой полноценный рынок. С 2009 по 2019 год средний прирост выпуска в России этого мяса составил 25%
Благодаря индейке в целом птицеводческая отрасль не ушла в первый год коронакризиса в минус, как ожидали участники рынка. Напротив, этот сектор показал пусть небольшой, но плюс: по данным Росстата, за весь прошлый год было произведено 6,24 млн тонн всех видов мяса птицы, на 31,1 тыс. тонн больше, чем в позапрошлом году.
Рост производства индейки был обеспечен силами крупных компаний, следует из подсчетов Agrifood Strategies. Только в прошлом году группа «Дамате» произвела 149 тыс. тонн индейки, что на 13,7% больше, чем в 2019 году, это позволило компании получить 45,2% рынка. За этот же период «Тамбовская индейка», чья доля составила 14,86%, увеличила производство почти на 20%, до 49 тыс. тонн, альянс Морозовской и Юргинской птицефабрик — на 11%, до 21,1 тыс. тонн, с долей рынка 6,4%.
В Agrifood Strategies полагают, что успех индейки теоретически могут повторить другие «альтернативные» виды мяса, например баранина и крольчатина. Однако далеко не все эксперты смотрят на эти сегменты с оптимизмом.
Однако бурного роста продаж нишевого мяса эксперты не ждут. Основная проблема — в ограниченном потенциале роста потребления и высоких ценах, предупреждает Сергей Юшин. В будущем расширить объемы производства можно за счет развития экспорта, считает Андрей Дальнов. Но, уточняет господин Юшин, на внешних рынках наблюдается высокая конкуренция.
За последние тридцать лет российский рынок мяса прошел несколько этапов. С переходом на рыночную экономику и открытием границ в Россию начала поступать импортная дешевая продукция. Продавалась она почти исключительно в замороженном виде. С 2000-х годов, с установкой заградительных пошлин на свинину и началом импортозамещения, российское производство этого мяса начало расти, а импорт падать. В результате в 2020 году ввоз практически обнулился, а местное производство покрыло 100% и выше потребностей. Курица развивалась и без пошлин: за счет коротких сроков выращивания она выиграла в цене у импортного аналога.
Как результат, замороженное мясо уступило место охлажденному и более высокого качества. Следующий этап — разделка, качественная упаковка и вывод на рынке широкого спектра полуфабрикатов. Но и это уже приелось потребителю. Даже несмотря на перспективы наращивания потребления курицы (в России один житель в среднем съедает 32–33 кг этого мяса в год, тогда как в Бразилии — 47 кг), вместе со свининой она уже занимает 85% рынка РФ.
Другие виды пока не так популярны. В утке многие проекты запускались слишком рано, когда рынок еще не был готов, в результате инвесторы потеряли деньги. (ремарка: наверняка здесь можно было найти новости о постройке новых утиных ферм, но что с ними было дальше - обыкновенно выпадало из поля зрения, следовательно, картина искажалась - F.). Крольчатина и сейчас даже не нишевая категория, а микроскопическая. Интересует она в основном молодых мам, кормящих детей гипоаллергенной пищей, и людей, ориентированных на диетическое питание, поскольку это вид мяса с самым низким содержанием жира. Да и сами кролики подвержены болезням, так что все поголовье может погибнуть за несколько часов.
Предпринимались попытки запустить промышленное производство страусятины, но оно оказалось нерентабельным. Перепелка выращивается, но это преимущественно яичное производство. В Подмосковье есть фермы по цесарке, но они почти не развиваются из-за отсутствия спроса, достаточного для роста: мясо темное и жирное, правильно его приготовить сложно.
Накануне развала СССР испытывал большие финансовые трудности, однако решение было найдено. По условиям нового договора, подписанного Михаилом Горбачевым, PepsiCo за поставки сырья и оборудования получила 20 старых военных кораблей: 17 подводных лодок проекта 613, эсминец, крейсер и торпедоносец.
В результате PepsiCo стала обладателем шестого по размеру военно-морского флота в мире. "Мы разоружаем Советский Союз быстрее, чем вы", — сказал тогда Кендалл Бренту Скоукрофту, советнику по безопасности экс-президента Джорджа Буша. А The New York Times в 1989 году иронизировала, что "вывоз излишков оружия из СССР — неплохой способ помочь перестройке".