Могут ли немцы просто отказаться от «Северного потока — 2»? Конечно, могут, и они были бы не первыми, кто в последний момент отказался бы от проекта, опасаясь, что попадет в американский черный список из-за сотрудничества с Россией (вспомним Францию и так и не переданные «Мистрали»). Ясно, что Германия понесла бы финансовые убытки, так как ей пришлось бы выплатить российскому Газпрому огромную компенсацию за остановленный проект.
Но не все так просто. Этот вариант тоже пугает немцев. Да, русские всегда вели себя с Германией корректно, когда речь шла об энергетических договоренностях, о поставках газа. Политическая напряженность между Евросоюзом и Россией непрерывно растет, и тем не менее коммерческие отношения остались нетронутыми. Все работает так, как должно. Но сколько еще это продлится? У российской корректности, наверное, тоже есть свои пределы. Если Германия откажется от «Северного потока — 2», значит, у них останется один только «Северный поток — 1». Но отказ от подобного мегапроекта (для России это нечто значительно большее чем «бизнес»; для нее это проект, имеющий значение для ее стратегического развития) может рассердить русских и, возможно, настолько, что они захотят отмщения.
Ведь если Германия политизирует энергетику, а отказ от газопровода означал бы именно это, то русские восприняли бы это как сигнал о том, что игра становится еще жестче и нужно отвечать.
Что если русские разозлятся и закроют вентили? Кто будет поставлять Германии энергоноситель? Соединенные Штаты? Да, США «позаботятся» о Европе точно так же, как заботятся сейчас о доступности вакцины от коронавируса (есть данные, что ЕС не получил заказанные дозы, поскольку США заплатили фармацевтическим корпорациям больше, хотя договоры с ЕС уже были подписаны!).
Таким образом, у Германии нет идеального решения, по крайней мере с немецкой перспективы. Бывший посол Германии в Соединенных Штатах Вольфганг Ишингер опубликовал статью в «Шпигеле», где предложил новое «решение», которое кажется немецкой внешнеполитической фантазией. Ишингер предложил потребовать от России согласиться на некие «новые условия» для продолжения сотрудничества. Вкратце, ей нужно предложить «улучшить себя» настолько, чтобы США больше не считали ее опасным партнером в этой сфере. Как это «улучшить себя»? Сделать себя лучше во всем, во всех аспектах, а еще Москва должна пообещать, что не навредит Украине своей доминирующей позицией в энергетике. Кроме того, Россия должна изменить свое поведение, сделав то, что ждет от нее Запад, то есть отпустить Навального и прочее.
Несколько наивные рассуждения для человека, который служил послом в Вашингтоне, а быть может (как раз поэтому) нет? Правда, зная атмосферу в Вашингтоне, Ишингер должен понимать и то, что ожидать подобного от России бесполезно. По крайней мере пока в Кремле сидит Владимир Путин.
Во время работы администрации Джо Байдена можно прогнозировать ожидаемые вещи. И то давление, которое ощутила на себе Германия из-за «Северного потока — 2», — одна из этих ожидаемых вещей. Но вот чего точно не ожидается, так это улучшение отношений между Вашингтоном и Москвой.
Что в итоге решит Германия? Если бы Трамп по какой-то случайности переизбрался на второй срок, выбор было бы сделать проще. Вероятно, Германия завершила бы «Северный поток — 2», смело заявив, что США не смеют вмешиваться в ее внутренние дела. С Байденом все сложнее. Немцам стоило бы поторопиться, когда в Белом доме еще сидел Трамп, потому что теперь они смогли бы сказать Байдену что-то вроде: «Джо, мы бы остановили проект, но он уже закончен…»
Мораторий на завершение строительства? Да, кое-кому эта идея приходит в голову, но и Ишингер понимает, что смысла в ней нет, так как это всего лишь отсрочка неизбежного решения. Германия должна определиться, чего хочет, кого готова разозлить и насколько, ведь она довела дело до того, что уже не способна удовлетворить обе стороны. Но Берлин предпочел бы даже не думать о подобном выборе.