Реклама Google — средство выживания форумов :)
P.S. Кроме того, существует мнение, что дефицит населения и рост заработных плат дал толчок техническому прогрессу, заставив производителей замещать труд капиталом.
Оценивая эффективность экономики, Кларк ожидал, что она будет независима от численности населения. Вопреки ожиданиям, расчеты показали, что в периоды депопуляции – с 1310 по 1450 год – экономическая эффективность возросла. Зато в периоды прироста населения (1250-1310 и 1450-1600 годы) эффективность, напротив, упала
Источник: Влияние чумы 14 века на экономику Европы -
Любой класс эксплуататоров должен держать в повиновении эксплуатируемых. Одно из важнейших средств — организованное физическое насилие, осуществляемое государством. Однако мало угнетенных запугать. Их нужно еще и убедить, что существующий строй, если и не самый лучший, то единственно возможный. Ни один господствующий класс не обходился без идеологии, без учений, оправдывающих существующие порядки.
Идеология господствующего класса отражает существующие социально-экономические отношения, но всегда в превратной, иллюзорной форме. В идеологических иллюзиях существующий порядок изображается иным, чем он является в действительности. Поэтому они всегда — средства маскировки существующих отношений.
В феодальную эпоху существовала иллюзия, что люди неравны от природы. Социальное неравенство выдавалось за естественное, природное. В эпоху капитализма навязывается иллюзия полного равенства людей. Буржуазное общество выдается за такое, в котором все имеют равные возможности, в котором царит социальная справедливость.
В эпоху капитализма навязывается иллюзия полного равенства людей. Буржуазное общество выдается за такое, в котором все имеют равные возможности, в котором царит социальная справедливость.
Есть такой замечательный советский фильм «Чисто английское убийство» с молодой Муравьёвой, Баталовым и Тараторкиным. И в нём, в самом начале, Тараторкин, который играет молодого наследника родового поместья, объясняет, что он ненавидит действующую власть, поскольку она изменила налоги и, в результате, в замке нет слуг, на них просто нет денег. Так вот, практически любую собственность можно сделать убыточной, достаточно изменить режим налогообложения.
А вот теперь – что эти владельцы будут делать, если налогообложение изменится и/или им вменят те самые социальные расходы, которые они благополучно перевесили на нас. Они их не будут платить? Но тогда руководство комбината сядет в тюрьму, а сам он пройдёт через банкротство. Как «Юкос». Думаете, владельцев будут защищать? Но даже с «Юкосом» до конца не получилось. В новых условиях? А если такая история будет во всех странах мира?
Ну а теперь отдайте себе отчёт, что легитимизация собственности – это не только бумаги, которые где-то там лежат. Это ещё и налоговое законодательство, законодательство об использовании недр, механизм инвестирования и пр,. и др. К слову, об инвестировании. Компания «Эппл» была маленькой компанией Джобса и Возняка и у неё было два варианта развития, на кредиты или через IPO (выпуск акций). Истории про то, как отбирали у создателей кинокомпаний на заре Голливуда их бизнес, неоднократно описывались в литературе. Банк требует возврата кредита, другие банки не перекредитовывают… И банкротство, компания есть, но прибыль с неё получают другие.
К слову, очень многие российские приватизированные гиганты живут только потому, что они получают колоссальные преференции и льготы из бюджета (в том числе, путём невыплат налогов). Рядовой гражданин за такое поведение будет тут же посажен в тюрьму и разорён штрафами. Но… Приватизационная легитимизация собственности носила определённые особенности. Которые, к слову, есть у всех механизмов. Например, отказ от собственного механизма легитимизации и присоединение к западному привёл к тому, что капитализация российских компаний не может быть высокой. Капитализация небольшой доли «Роснефти», принадлежащей BP много выше, чем капитализация самой «Роснефти». И пока мы находимся в этой системе, преодолеть эту проблему невозможно.
Есть одно очень важное обстоятельство: любая система легализации собственности стоит очень дорого. Поскольку включает в себя и развитую юридическую систему, и судебную, и законодательную, и силовой компонент (с «бармалеями», которые хотят у вас всё отобрать, нужно постоянно бороться) и так далее. Так вот, очень важный момент: и инвестиционная поддержка, и содержание этой системы, и подготовка соответствующих кадров в нынешней ситуации осуществлялись за счёт эмиссии доллара.
Я не буду вдаваться в детали того, как это было устроено, про это много написано, да и я про это писал. Важно другое, этот механизм больше не работает. А потому – необходимо создавать новый. Причём чем больше людей этот механизм охватывает, тем он дороже. Неожиданно выяснилось, что сегодня нет ни одного источника, который бы позволял поддерживать эту легитимизацию в глобальном масштабе. И это, к слову, главная причина распада мира на валютные зоны.
Именно отсюда появляются лидеры валютных зон: это те страны, которые могут себе позволить на своей территории и в некоторой окрестности обеспечить легитимность собственности. Поскольку такая возможность неминуемо привлечёт к ним тех, кто хочет сохранить и/или приобрести. На легальных основаниях.
Если экономика не свернет с нынешнего пути, возможно, нас ждет суперкапитализм с супернеравенством. Доля трудовых доходов будет стремиться к нулю, а доля доходов от капитала, наоборот, приблизится к 100%. Всю работу станут делать роботы, а большинству людей придется сидеть на пособии.
Что такое капитализм, человечество более или менее разобралось. Один из вариантов — это экономика, в которой существенная доля доходов приходится на капитал (дивиденды с акционерного капитала, купонные выплаты по облигациям, рентный доход и т. д.), в противовес доходу от труда (зарплаты). А что же тогда такое суперкапитализм? Это экономика, в которой капитал генерирует все доходы, а труд — почти никаких, он вообще практически не нужен.
Классики марксизма до такой теоретической конструкции в своих работах не доходили: как известно, для Ленина высшей степенью капитализма был империализм, для Каутского — ультраимпериализм.
Между тем будущее, вполне возможно, именно за суперкапитализмом, технологической антиутопией, в которой эксплуатация человека человеком будет упразднена не из-за победы угнетенных классов, а просто за ненужностью труда как такового.
Труд постепенно становится все менее востребованным. Американские экономисты Лукас Карабарбунис и Брент Нейман в исследовании NBER «The Global Decline of the Labor Share» проследили эволюцию доли труда в доходах с 1975 по 2013 год. Доля эта плавно, но неуклонно снижалась по всему миру — в 1975-м она составляла около 57%, а в 2013-м опустилась до 52%.
Снижение доли трудовых доходов в развитых государствах отчасти объясняется аутсорсингом в страны с более дешевой рабсилой. Закрыл какой-нибудь завод по производству холодильников в Иллинойсе и перевел его в Мексику или Китай — экономия на зарплатах относительно дорогим американским рабочим тут же отражается как снижение доли труда в доходах и увеличение доли капитала, на который теперь трудятся менее привередливые мексиканцы или китайцы.
Другой фактор в пользу капитала: у оставшейся в развитых странах рабсилы снижается поддержка со стороны профсоюзов из-за того, что в новых условиях у них мало козырей для торга: «Вы хотите повышения зарплат? Тогда мы вас закрываем и переводим предприятие в Китай (Мексику, Индонезию, Вьетнам, Камбоджу — нужное подчеркнуть)».
Однако и в развивающихся странах доля труда также снижается, что плохо сочетается с классической теорией международной торговли (развитие торговли по идее должно снизить долю труда в странах с избытком капитала и повысить ее в странах с избытком рабочей силы).
Объяснение, скорее всего, в трудосберегающих технологических прорывах в отдельных отраслях. А отраслевые изменения транслируются в изменения на страновом уровне (исключение — Китай, где динамика объясняется релокацией рабсилы из трудоинтенсивного аграрного сектора в промсектор).
Бразилия и Россия — среди немногочисленных исключений: в этих странах доля труда против общемирового тренда незначительно, но выросла.
Экономисты МВФ предполагают, что в некоторых развивающихся государствах отсутствие снижения доли труда объясняется недостаточным применением трудосберегающих технологий: изначально мало рутинного труда в промышленности — нечего автоматизировать.
Чем оборачивается макроэкономическая абстракция снижения доли труда для конкретного человека? Более высоким шансом выпасть из среднего класса в бедность: значимость его труда постепенно девальвируется, а для среднего класса зарплата — основа всего (в высокодоходных группах все не так плохо). Особенно сильное падение доли труда в доходах отмечается для низко- и среднеквалифицированного персонала, среди высокооплачиваемых профессий, наоборот, рост — как в развитых, так и в развивающихся экономиках. По данным МВФ за 1995–2009 годы, общая доля трудовых доходов сократилась на 7 п. п., при этом доля высокооплачиваемых трудовых доходов выросла на 5 п. п.
Судьба тех, у кого не будет капитала, в мире суперкапитализма туманна: все будет зависеть от этики тех, у кого капитала, напротив, окажется в избытке. Это может быть или вариация на тему коммунизма для всех в лучшем случае (супернеравенство нивелирует само себя — производительные силы общества будут бесконечно велики); или всеобщий безусловный доход в среднем случае (если сработает тормозящее в последнее время налоговое перераспределение сверхдоходов); или сегрегация и создание социальных заповедников-гетто в случае худшем.