Реклама Google — средство выживания форумов :)
виду актуальности темы поделюсь тем полезным, что обнаружил на сайте Укрэнерго - https://ua.energy/.
1. Сайт открывается полезной картинкой, по которой, по замыслу, сразу можно было бы видеть перетоки электроэнергию в энергосистему Украины, в т. ч. из Белоруссии и России. Еще позавчера она точно работала и данные обновлялись каждый час, но вчера она сломалась и застряла в 13.02.2021 13:00. Но это не страшно, поскольку нужная информация все равно доступна, хотя и не так удобно и оперативно.
2. Перейдем сразу в раздел Передача і диспетчеризація, дальше Диспетчерська інформація. Начнем с раздела Стан блоків ТЕС та АЕС.
Скрытый текст
Как видно, это данные свежие - на 14-02-2021_07:44. Картинку можно скопипастить в эксель и быстро сосчитать "Сум", т. е. общую мощность энергоблоков, находящихся в работе. У меня получилось 15550 МВт. Можно последить за судьбой блока №2 Хмельницкой АЭС, который вчера вроде бы неудачно пытались раньше срока вернуть в работу. Сейчас он - "зеленый", т. е. числится в среднем ремонте.
3. Теперь перейдем в раздел Робота ОЕС. Там можно поразглядывать такую картинку:
Скрытый текст
Бегунок наверху можно подвинуть и посмотреть данные в другом масштабе времени и за другие периоды.
4. А теперь - самое животрепещущее - Транскордонні перетоки.
Пик на правом краю достигает значения 2310 МВт. Это я узнал, не глядя на картинку, а выкачав файл из раздела Добовий графік виробництва/споживання електроенергії. Файл - чудовищный, 62 тысячи строк! Он содержит почасовые данные о выработке электроэнергии и перетоках с 01.01.2014 1:00:00. Он нам все равно нужен, поскольку только из него можно узнать, сколько перетоков пришлось из UK_BLR_RUS (т. е. в ЕЭС Украины из Белоруссии и России), а сколько из/ в UK_EURO (т. е. перетоки между Бурштынским островом и странами ЕС). В первом приближении понятно, что основные перетоки - у ОЭС Украины с Белоруссией и Россией, но в некоторых случаях требуется абсолютная точность. Там еще есть UK_MLD, но Молдавия не интересна.
На что я обратил внимание? Во-первых, нынешняя ситуация действительно беспрецедентна. В 2015 г. (два пика в левой части графика) и осенью 2019 г. уже бывали значительные перетоки в ЕЭС Украины из Белоруссии и России, но они максимум достигали примерно 1200-1300 МВт, а никак не нынешних 2300 МВт.
Второе. Большую часть времени имеют место перетоки из ОЭС Украины в Белоруссию и Россию, причем, достаточно значительные - около 1000 МВт. Так, что у России вообще-то нет пока убедительных оснований для ограничения поставок на Украину. До последнего времени взаимодействие энергосистем соответствовало принципам взаимности. Возможно, имело бы смысл пойти на принудительное отсоединение Украины от ЕЭС России (и Белоруссии), т. е. сделать то, что Украина сама порывается время от времени сделать. Но для нас это вопрос стратегический - мы даже Прибалтику принудительно не отсоединяем, хотя они уже официально объявили, что сделают это и даже установили сроки. Ну, и минимальные представления о порядочности требует осуществить такое отсоединение согласованно, точно не в разгар кризиса у соседа. Это уже акт войны и делать такое, если делать, надо за несколько суток - несколько часов до того, как на Киев полетят "Калибры".
Третье. Я бы сравнил пиковые значения перетоков из Белоруссии и России с мощностью действующих украинских энергоблоков. 13.02.2021 16:00:00 переток достиг локального максимума в размере 1928 МВт, а в 19:00:00 снова к нему приблизился - 1902 МВт. Т. е. дефицит энергосистемы Украины составляет сейчас на пиках 12%. Это, наверное, очень много. В 2015 г. веерные отключения проходили при дефиците местных энергосистем 3-6%. Так что, наверно, правы те, кто считает что в нынешних условиях Россия упускает возможность нанести Украине крайне тяжелый удар.
Наконец, в разделе Транскордонні перетоки читаем:
Цитата
Географическое расположение и наличие мощных межгосударственных линий электропередачи ОЭС Украины позволяет обеспечивать значительный обмен электроэнергией с энергетическими системами стран Европейского Союза (Венгрии, Словакии, Польши и Румынии) и энергетическими системами стран СНГ (России, Беларуси, Молдовы).
Связь с энергосистемами других стран осуществляется через межгосударственные линии электропередачи Укрэнерго. Это обеспечивает взаимовыгодный обмен электроэнергией, позволяет повысить надежность энергоснабжения потребителей и интеграцию рынков электроэнергии разных стран.
ОЭС Украины разделена на две части. Основная часть ОЭС Украины работает параллельно с энергообъединением стран СНГ и Балтии, а другая - «Остров Бурштынская ТЭС» - в составе объединения электроэнергетических систем континентальной Европы ENTSO-E.
Параллельная работа ОЭС Украины в составе мощных энергообъединений позволяет повысить надежность ее работы, снизить мощность суммарной величины аварийного резерва, который необходим для ее работы.
Укрэнерго осуществляет передачу электроэнергии межгосударственными ЛЭП по следующим направлениям:
С «Острова Бурштынской ТЭС» в Венгрию, Словакию, Румынию. Величина мощности максимального допустимого экспорта - до 650 МВт.
«Направленная передача» по ЛЭП 220кВ Добротворская ТЭС - Замость (Польша). Величина мощности максимального допустимого экспорта - до 235 МВт.
Молдавская энергосистема. Максимальная величина перетока между ОЭС Украины и ЕС Молдовы - до 700 МВт, но может ограничиваться к нулю.
Республика Беларусь. Максимальная величина перетока между ОЭС Украины и ОЭС Беларуси - до 900 МВт.
Российская Федерация. Максимальная величина перетока между ОЭС Украины и ЕЭС России - до 2200 МВт.
Стало быть максимальная величина перетока между ОЭС Украины и ОЭС Беларуси и России - до 3100 МВт. Вчера ОЭС Украины уже выбирала две трети предельно возможного. Аварийный выход одного крупного энергоблока (на 1000 МВт) или рост потребления на пике холодов, который ожидается на следующей неделе, вполне может заставить Укрэнерго начать веерные отключения или спровоцировать аварию в сетях с далеко идущими последствиями. так что может все еще сложится хорошо?
3 февраля произошло замыкание на подстанции «Луч» Запорожьеоблэнерго, вследствие чего полностью отключилась Запорожская теплоэлектростанция. Города Энергодар и Днепрорудное в Запорожской области на некоторое время остались без света, но спустя несколько часов подача электроэнергии была восстановлена. Украина вошла в такой период, когда работают не все энергоблоки ТЭС. В чем причина аварии в Запорожской области и каковы будут последствия проблем в энергетической системе Украины, в интервью ГолосUA рассказывает эксперт по вопросам энергетики, главный научный сотрудник Национального института стратегических исследований Геннадий Рябцев.
– Геннадий, как Вы считаете, с чем может быть связано отключение Запорожской ТЭС?
– Электроснабжение было прекращено в 19:52 и возобновлено уже через два часа. Да, авария была. Она была связана с выходом из строя трансформатора, который направлял энергию из Запорожской ТЭС в систему передачи. Аварии могло бы не быть, если были бы предусмотрены средства релейной защиты и было установлено дублирующее оборудование. Эта авария подтвердила то, о чем давно говорят эксперты, а именно: быстрое моральное и физическое старение оборудования энергетических систем все больше угрожает надежности Объединенной энергетической системы Украины в целом. Это свидетельствует также о том, что участники энергетического рынка ставят во главу угла лишь получение прибыли, пренебрегая требованиями безопасности. То есть они рассматривают объекты критической энергетической инфраструктуры исключительно как объекты получения прибыли.
Скрытый текст
– И не беспокоятся по поводу уровня амортизации, модернизации и всего остального?
– Да. Динамика объемов капитальных затрат большинства энергетических компаний, работающих на рынке, не позволяет сделать вывод о том, что старение оборудования прекращено и наметилась тенденция к его модернизации и совершенствованию. «Умные сети» нам только снятся. И этому есть две причины – объективная и субъективная. О субъективной шла речь выше. Если бизнес не подталкивать в нужном обществу направлении, его социальная ответственность в лучшем случае ограничится уплатой налогов. С другой стороны, увеличения вложений в новую инфраструктуру можно требовать, лишь если государство примет меры по стимулированию энергетических компаний к этому и будет надлежащим образом присматривать за объектами критической инфраструктуры для обеспечения надежности и безопасности их работы. Только вот RAB-стимулирование так и не заработало, ввоз оборудования, необходимого для модернизации, никак не приветствуется, забыт законопроект о защите критической инфраструктуре, никак не запустится в полном объеме своих полномочий Госэнергонадзор.
– Кроме технических причин, может ли стать причиной аварий или отключений энергоблоков проблемы с балансом электроэнергии?
– Да, безусловно. На мой взгляд, введение новых правил рынка электрической энергии было неподготовленным и преждевременным. Оно было прекрасным примером того, что решения в энергетической сфере в последние годы принимают, руководствуясь главным образом политической целесообразностью, а не результативностью, эффективностью, справедливостью. В 2019 году все отраслевые эксперты говорили о том, что нельзя вводить новые правила, не решив старых проблем. В первую очередь связанных с несогласованностью и несовершенством принимавшихся в авральном режиме почти трех сотен нормативно-правовых актов, наличием многомиллиардных кредиторских и дебиторских задолженностей участников рынка, сохранением перекрестного субсидирования, массовым и хаотичным введением в строй станций с негарантированной мощностью, растущим дефицитом высокоманевренных и аккумулирующих мощностей. Увы, к мнению экспертов, подчеркну, отраслевых, не политических, тогда не прислушались. Мне даже представить страшно, скольких седых волос и годов жизни это стоило диспетчерам «Укрэнерго», вынужденных ежечасно вмешиваться в работу системы, идущей вразнос стараниями некомпетентных политиков.
– В последнее время сообщается, что Украина просит поставок импортной электроэнергии из Беларуси и России, чтобы балансировать энергетику. Этому факту дают разные оценки. Как Вы считаете, это хорошо плохо или просто необходимо?
– Это необходимо, исходя из обеспечения надежности работы Объединенной энергетической системы Украины. Если из нее в пиковые восемь вечера единовременно выпадает 750 мегаватт той же Запорожской ТЭС, перетока 800 мегаватт из Республики Беларусь не избежать. Альтернатива – те самые аварийные отключения, о которых так любят порассуждать отдельные политики. Именно чтобы гарантировать надежность работы, наши системы и были физически объединены. Такие перетоки осуществлялись много лет, как в прямом, так и в обратном направлении. Хотя, конечно, в последнее время в основном в прямом, то есть и из России, и из Республики Беларусь. Однако это обусловлено как раз несовершенными правилами рынка и злоупотреблением рыночной властью субъектами хозяйствования, которые используют это несовершенство в своих целях. Но подчеркиваю, обвинять в этом участников рынка не имеет смысла, поскольку единственной их целью является получение прибыли, в том числе за счет использования своего монопольного или близкого к нему положения. Они не нарушают действующее законодательство, они не нарушают существующих правил, они действуют так, как им разрешает государство. И рассказывать, что их действия мешают чему-то великому, – это переводить вопрос из экономической в политическую плоскость.
– Как Вы считаете, то, что произошло в Запорожской области это вопиющий факт или это допустимо?
– Допустима ли авария… Этот факт не единичный, чрезвычайные ситуации случаются. Но их необходимо предотвращать, а не героически бороться с последствиями. А для этого необходимы соответствующие мероприятия, которых, увы, недостаточно. Эта авария, к сожалению, не последняя. При сохранении нынешнего положения дел их количество будет лишь расти, что угрожает реализации плана по синхронизации Объединенной энергетической системы Украины с энергетической системой континентальной Европы. Не следует забывать, что одним из пунктов этого плана является надежное и безопасное функционирование энергетической системы Украины в изолированном режиме. Когда мы физически отсоединимся от России и Беларуси, когда перетока быть не может, импорта быть не может, мы окажемся в ситуации, когда любая авария действительно приведет к отключениям подачи электрической энергии потребителям.
– А какие последствия этих аварий могут быть для потребителя? Это просто отключение или что-то похуже? Ведь когда случилась авария, начали писать, что там чуть ли не город собрались эвакуировать.
– Бред. Та кампания, которая была разогнана вокруг Запорожской ТЭС, свидетельствует о наличии политического заказа. Внезапно появилась информация, что якобы оцеплена Запорожская АЭС, якобы происходят взрывы на Запорожской ТЭС, что там пожар и туда направлены все расчеты. Хотя всего лишь вышел из строя трансформатор. У меня каждый год горит трансформатор в дачном поселке, потому что перегрев, а там – масло, оно воспламеняется, горит и так далее. Когда трансформатор выходит из строя, происходит хлопок, который можно принять за взрыв. Понятно, что если вечером в 19:52 воспламеняется масло, а трансформатор – это сооружение много выше человеческого роста, это видно издалека. Но говорить об эвакуации города!.. Из-за чего эвакуировать?
– Насколько опасным могут быть такие аварии для населения?
– Это отключение электроэнергии на какое-то время. При этом защищенные потребители переходят на резервные источники питания. Должны во всяком случае. Когда была авария на одной из киевских ТЭЦ, остановилась линия метро. Неприятно, особенно тем, кто тогда находился в вагонах. Да, это ненормальная ситуация, но я не вижу каких-либо апокалиптических последствий выхода из строя или аварийной остановки той или иной ТЭС, если на ней и в системе в целом надлежащим образом обеспечена безопасность.
– То есть здесь должен быть многосторонний процесс: и государство должно смотреть, что происходит в этом рынке, и сами компании, которые ведут бизнес, не должны уж так увлекаться прибылями и должны следить за технической исправностью своих объектов?
– Да, но на это катастрофически не хватает средств. И не только из-за того, что собственники станций все записывают в прибыль. Есть и объективные причины – дефицит оборотных средств, долги за потребленный газ и уголь и занижение цен на рынке «на сутки вперед». Как раз наслоение всех проблем, ответственность за наличие которых несет государство в лице Кабинета министров, не установившего справедливые правила игры, и Верховной Рады, которая не приняла соответствующие законы вовремя. На том же рынке электроэнергии принятый закон об особенностях погашения задолженности не может работать, пока не будут проголосованы акты вторичного, третичного законодательства. Кстати, часть этих документов упомянута в «энергетическом» указе Президента от 29 января. Поэтому неправильно перекладывать всю полноту ответственности за случившееся в Запорожье на ДТЭК. Ведь к аварии приложили руку многие представители власти, установившие такие правила игры, которые заложили бомбы замедленного действия не только под трансформатор «Луча», но все объекты критической инфраструктуры. И чем быстрее будут признаны и решены существующие на энергетических рынках проблемы, чем точнее будут определены сферы ответственности и чем жестче будут караться нарушения правил игры, тем меньше будет аварийных отключений в будущем.
Докатились до ручки — МВФ диктует кабинету министров повышение тарифов ЖКХ для обнищавшего населения на фоне жирующего руководства Нафтогаза.
При этом о перспективах получения очередного транша кредита от МВФ, а точнее — их полного отсутствия, фактически писать нечего, так как миссия фонда в конце этой недели покинула Киев, так и не подписав итоговый документ (снова нет сроков выделения Украине следующего транша).
Напомню, работа миссии МВФ началась в декабре 2020 года с пересмотра программы stand-by, предусматривающую финансовую поддержку Украины в течение 1,5 лет в объеме 5 миллиардов долларов. В прошлом 2020 году первый транш в размере 2,1 миллиарда долларов фонд уже предоставил, остальные перечисления планировались в текущем 2021 году.
Украинские эксперты отмечают, что в энергетической сфере от нас требуют:
поднять тарифы ЖКХ для населения;
принять законопроект о долгах за жилищно-коммунальные услуги;
погасить огромные долги Нафтогаза (только в прошлом 2020 году убытки НАК составили около 100 миллиардов гривен).
Остается только спросить Шмыгаля (Денис Шмыгаль — премьер-министр Украины — прим. ред.), а зачем брать кредиты, чтобы потом повышать и так неподъемную коммуналку и цены на энергоресурсы, если нашим людям уже сейчас нечего, извините, жрать после оплаты жилищно-коммунальных услуг?