Реклама Google — средство выживания форумов :)
Припоминаю в другой деревне такой факт. Позвали к цынготной. Идем со стариком, отцом больной. Прошли ряд изб, вышли в поле.
- Куда же? - говорю.
- А вот, труба...
Смотрю: на земле стоит труба, из неё вьется дым. Жилище оказалось под землёй. Грязь, сырость. Бедность непокрытая. Пятеро ребят, все бледные, больные.
- Ты бы из кизяка устроил избу, - говорю старику.
- Плоха наша...Денег нет...
Крушение фактически парализовало движение на Транссибирской магистрали. При расследовании катастрофы международного курьерского поезда № 6 было арестовано 45 человек, в том числе локомотивная бригада Скулкина, стрелочники, поездной диспетчер, дежурный по станции Обь, начальник локомотивного отдела Инского отделения Томской железной дороги, дежурный по Новосибирскому отделению. Позднее в Новосибирске прошло оперативное совещание по разбору обстоятельств катастрофы. В итоге под суд попали 20 человек, причём машинисту Скулкину и помощнику Егорову за сон на работе грозила смертная казнь. Для разбора ситуации из Москвы была направлена комиссия, которую по личному указанию Сталина возглавил Николай Синегубов — вице-генерал-директор путей сообщения 2-го ранга и заместитель министра, в будущем главный ревизор по безопасности движения. Ещё одна комиссия с целью выяснения задержек в движении была направлена на станцию Чулымская, которая тогда была пограничной между двумя дорогами: Омской и Томской. Там же в Чулымской Синегубов провёл первое совещание с командным составом обеих дорог, после чего выехал в Новосибирск. В городе заместитель министра прежде всего посетил дом машиниста Скулкина, где увидел ужасную нищету: в доме было холодно до такой степени, что замёрзла вода в питьевой бочке, жена машиниста лежала с туберкулёзом, а у едва тёплой печки двое детей 4 и 6 лет рылись в золе. Выйдя из дома, Синегубов сразу распорядился освободить всю локомотивную бригаду.
Крушение в Оби не было решающим, но оно стало одним из тех, которые показали неэффективность существующей тогда организации труда на железнодорожном транспорте. Крушения в то время не были редкостью, очень частыми были проезды красных сигналов по причине усталости локомотивных бригад. В результате была значительно сокращена продолжительность рабочих смен до 12, а в ряде случаев до 8 часов, при одновременном повышении зарплат железнодорожникам на 20 %. На ряде станций ввели дополнительные подменные пункты (например, на участке Новосибирск — Чулымская пункт был на станции Дупленская), оборудованные душевыми, которые были ликвидированы с переводом направлений на электровозную тягу. Были также реабилитированы локомотивные бригады, которые допустили крушения по причине нахождения на работе более 12 часов. Помимо улучшения условий труда, началось масштабное внедрение систем безопасности, включая автостоп, АЛС, а также локомотивный скоростемер с записью основных поездных параметров. Иногда крушение в Оби связывают с появлением приказа № 2164 «О неблагополучном положении с безопасностью движения и о мерах по укреплению дисциплины на железнодорожном транспорте», хотя на самом деле этот приказ вышел 25 июня 1951 года (отменён постановлением № 678 от 25 сентября 1971 года).
1905 г. июля 17. — Прошение крестьян Хотебцовской волости Рузского уезда Московской губернии Николаю II
Стр 54.
У нас нет образованных священников, а ведь священник должен служить руководителем народа, а теперешние священники по своей необразованности не удовлетворяют нас, да и высокие поборы за исполнение ими требтяжелы для нас. Мы страдаем от малоземелья, а господские, кабинетские, монастырские, удельные земли нас окружают и мы должны платить высокую аренду, чтобы ими пользоваться.
ГАРФ. Ф. ДП. 00. 1905. Д. 1000, Ч. 1. Т.2. ЛЛ. 168—169. Заверенная копия. Революционное движение в России весной и летом 1905 г. Ч. 1. С. 388—389.
1905 г. ноября 2. — «Приговор-наказ» крестьян с. Казакова Арзамасского уезда Нижегородской губернии
Стр. 86.
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью, коноплями, и норовят, как бы почаще с молебнами походить за деньгами, умер - деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случится год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 33 десятины земли, и грех было бы - хлебом-то брать, строй ему дом за свой счёт на последние крохи, не построишь и служить не станет.
Нужно нам, чтобы наши священники были на жаловании от казны, тогда не будет нам от них притеснения и обиды.
«Нижегородская земская газета» 1905. 19 ноября.
1905 г. декабря 8. — Приговор крестьян с. Елизарьева Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Совет министров
Стр. 142.
Если и есть где вокруг нас много земли, так это во владении соседних монастырей Саровского и Дивеевского. Известно, что Саровский монастырь имеет десятки тысяч прекрасной земли со строевым лесом. Вся земля эта в разные времена пожертвована туда благотворителями. Землю эту монахи своими руками не обрабатывают, а пользуются наемными рабочими из нашей же среды. По правилам церковным и уставам монастырей иноку не полагается иметь никого имущества: «кто принимает иночество, тот клятвенно обязуется отречься от всего мирского, служить только Христу и спасению ближнего». Между тем мы собственными глазами видим, что монахи распоряжаются громадными поместьями, копят груды золота и вкушают прекрасную пищу, когда в то же время мы, соседи их, — трудовые люди, — не имеем зачастую и корки хлеба.
«Нижегородская земская газета» 1906. 5 января.
1905 г. ноября 18. — Приговор крестьян общества Кумолова Петергофского уезда Петербургской губернии
Стр. 124.
4. Уничтожения платы священнослужащим за совершения св. таинств и треб и назначения им жалованья от правительства.
Высший подъём революции 1905-1907 гг. Ч. 1. С.542-544.
1905 г. декабря 20. — Приговор крестьян Торбеевской волости Сычевского уезда Смоленской губернии в Правительствующий Сенат
Стр. 146.
10. Всякие поборы за разные требы, как-то за погребение, венчание и проч., все должны быть отменены и переведены на окладное жалование. Земля от священно-церковно служителей должна быть отобрана в крестьянское пользование.
РГИА. Ф. 12781). Он. 1. 1906. Д. 281. ЛЛ. 42-44. Рукописный подлинник.
1906 г. марта 5. — Приговор крестьян Николаевской волости Ардатовского уезда Нижегородской губернии в Государственную думу
Стр. 148.
Священники только и живут поборами, берут с нас яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, а деньгами: умер — деньги, родился — деньги, исповедовался — деньги, женился — деньги, берет не сколько дашь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли, и грех бы было хлебом-то брать, строй ему дом за свой же счет, за последние крохи, добываемые нами не потом, а кровью. Если не построишь и служить, пожалуй, не станет, это хорошо бы, а то, пожалуй, и так, что хотя священник, подгоняя в какой-либо высоко торжественный праздник, хотя «пасхи», в церкви просит прихожан построить ему дом, а в случае отказа просьбы священника, тогда он за этот отказ и в такой праздник не пойдет с молебнами и, пожалуй, в гневе своем по отхоле литургии молящих не отпустит св. крестом, а если хотя и пойдет с молебнами, но только по выбору, кто ему даст на постройку дома 10—15 коп. с дома, а кто этого не даст, то к тому совсем не пойдет, что это и случалось в одном нашем приходе.
Стр. 169.
11. Нужно, чтобы наши священники были на жалованьи от казны‚ тогда нам от них не будет притеснения и обиды, а также и приходский причт выбирался нами, прихожанами, а не на назначается епархиальным начальством.
Революция 1905—1907 гг. в России. Документы и материалы. Второй период революции. Ч. 1. Кн. 1. С. 450-452.
1906 г. апреля 16. - Приговор крестьян с. Сельца и д. Бориковской Ростовского уезда Ярославской губернии в I Государственную Думу.
Стр. 171 -172.
1. Имея крайне малый земельный надел, необходимо прирезать всю нашу церковную землю, так как оную священноцерковные служители не обрабатывают и сдают нам в аренду. Аренда земли настолько велика, что трудно даже себе представить, например, около 80 руб. за десятину, что годами не оправдывает уплаты аренды, не считая нашего труда, работы.
2. ...Да и не грешно отдать нам монастырские покосы, так как монахи живут без нужды, ходят с иконами по селениям и собирают у нас товар - лук и картофель.
9. Для поддержания религии и привлечения лучших священников необходимо назначить им жалованье на счёт казны, а все требы чтобы совершали они бесплатно.
РГИА. Ф. 12751). Он. 1. 1906. Д. 290. ЛЛ. 35—37. Рукописный подлинник.
1906 г. апреля ранее 30. — Из приговора крестьян Макарьевского уезда Нижегородской губернии в I Государственную думу
Стр. 174-175.
7) Все крестьяне втихомолку обижаются на церковный причт, и об этом никто не хочет заявить. Теперешние священники лля крестьян чужды, они не ездят к крестьянам в деревни крестить детей, за венчание берут, сколько хотят, берут деньги себе за праздничные молебны в церкви, а также и за похороны при церкви и за могилы при церквах-же. Все это крестьян — людей темных — возмущает. Церкви строили наши прадеды, а распоряжаются всецело приезжие люди. Надо все это изменить [...] Положить всем священникам жалованье за которое они и должны преподавать в училишах Закон Божий без особой доплаты. А также установить, чтобы за венчание не брали, крестить ездили бы по деревням бесплатно, за могилы деньги чтобы поступали в церкви, а поборов с приходяших инок никаких не делать — допускать бесплатно. От налогов церкви освободить, и священники должны всецело зависеть от прихода. По приговору прихода, они должны быть принимаие емы и увольняемы, а также должны иметься в церквах, подцерковных старост, приходные книги, которые и должны прич попечительскими сходами. Расходов, произведенные без приговоров попечительского схода, не принимать.
Газ. «Крестьянская Россия» 1906. 30 апреля.
1906 г. мая 29. — Приговор Мигновичского общества Краснинского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы
Стр. 217.
Требуем немедленно полной амнистии, а в частности освобожления из тюрьмы безвинно находяшегося там соседнего нашего священника села Троян, о. Георгия Кутузова, который но доносу полиции и других злых людей арестован. А он заботился о нас, крестьянах, и вовремя беспорядков успокаивал нас, советовал платить подати и убеждал не брать чужого.
Газ. «Трудовая Россия» 1906. 4 июня; «Страна» 1906. (17) июня.
1906 г. июня не позднее 11. — Наказ крестьян с. Высокого Шаблыкинской волости Карачевского уезда Орловской губернии в I Государственную думу
Стр. 254.
7-ое. Приходам должно быть право выбирать священнослужителей, требы быть должны бесплатны, жалованье от государства.
ГАРФ. Ф. 1167. Оп. 1. Ч. 2. Д. 4466. ЛЛ. 1 об.—2. Рукописная копия.
1906 г. июня не позднее 16. — Воззвание крестьян с. Шаблыкина Карачевского уезда Орловской губернии к Трудовой группе I Государственной думы
Стр. 266.
5) священнослужителям должно идти жалованье от казны, требы бесплатно; ставить их по желанию прихода;
Газ. «Страна» 196. 16(29) июня.
1906 г. июня ранее 23. - Насмказ крестьян д. Борвиков Пореченского уезда Смоленской губернии в Трудовую группу I Государственной думы
Стр. 283.
Близкий нашему деревенскому люду человек, священник, и тот выколачивает с нас по полторы да по две десятки за похороны, за венец, не говоря о бесконечных колядах.
1906 г. июня ранее 28. — Приговор крестьян Рибшевской волости Поречского уезда Смоленской губернии в Г Государственную думу
Стр. 297.
Кроме того, церковные служители, священники тащут с бедного крестьянина за похороны большого 7—10 рублей, за венец от 10 до 25 рублей, за молебны само-собою и т. п., требуют плату с живого и мертвого. Спрашивается, где же бедному крестьянину оплатить все, когла он лишь в силах отбыть казенные повинности, а тут пан и священник. Так вот и живешь, всё время мучаешся, как несли рабство наши предки и отцы.
Стр. 298.
4) Чтобы отбывали повинности все лица, имеющие землю, а именно, пускай же платят помещики, и вообще все землевладельцы подати так, как крестьянин, т.е. поровну за каждую дес.; за что же требовать все от одного лишь крестьянина, который и так не опомнится от одних лишь помешиков и священников, на которых век свой как сами, так и дети, живем и работаем.
7) Установить, чтобы не было запрещения со стороны начальства иметь ворота на надельных землях, которые защищают кусочек засеянного семенами крестьянского польца, купленными с кровавым потом от трудов кажлого крестьянина у купца, или помещика, которые дерут непомерные платы за семена, так как им хорошо известно, что крестьянин никуда, кроме них, не уйдет, постоянно у них в руке, а отчего спрашивается? Оттого, что крестьянину не на чем работать, а если что и уродится на польце крестьянина, то разрубит их ворота полицейский урядник, несмотря на просьбы и кровавые слезы крестьян оставить таковые, и конечно через это стравят крестьянский хлеб, и вообще много стало для простого крестьянина плохо жить в нынешние года через помешиков, землевладельцев и священников, которые совсем привели нас в нищету и бедность.
Газ. «Речь (Государственная дума)» 1906. 28 июня (11 июля).
Монах не кот, молока не пьет, а вина только подавай.
Монаху и попу портной одной меры карманы шьет.
Монах перед богом умен и перед миром хитер.
В монастыре – что в лавке: всё за деньги.
Монахи и куры никогда не бывают сыты.
Монастырщина – что барщина.
Монахи да черти одной шерсти.
Монах вином пропах.
Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет.
Дьяк у места – что кошка у теста, а как дьяк на площади – то господи прости
У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел.
Поп праведно живёт: с нищего дерёт, да на церковь кладёт.
Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех.
Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса.
Пили попы вино пили, поклоны отбили и снова запили.
С попом хлеб-соль не води - только встреть, да проводи.
Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром.
Поп ещё молитву не начинал, а деньги уж забрал.
Поп не кот, молока не пьёт, а от рюмочки не прочь.
Поповского пуза не набьешь, не наполнишь.
Поп с Христом собирает, а с дьяволом пропивает.
Волчья пасть да поповские глаза – ненасытная яма.
«Кто идёт?» – «Чёрт». «Ладно, лишь бы не поп!»
Немного об истории развития промышленности в РИ, которая неотрывна и от биографий промышленных топ-менеджеров того времени, на живом примере - как показатель того, насколько быстро, качественно и естественно происходила реальная индустриализация в нашей стране в конце 19 в.: путь от аренды пустого участка земли без инфраструктуры (до эпохи электричества!) к заводу, производящему паровозы (хайтек того времени) по собственным разработкам занял 10 лет!!
Аманд Егорович Струве окончил военное инженерное училище и военную академию в Петербурге, совершенствовал свои знания за границей. Затем ушёл в запас, работал инженером на строившейся тогда Московско-Нижегородской железной дороге и на Московско-Саратовской. Постройка в 1860 железнодорожной магистрали Москва - Саратов через Коломну послужила толчком к будущему возникновению Коломенского завода. Начальником одного из строительных участков этой дороги был 25-летний военный инженер в чине штабс-капитана А.Е. Струве - он и построил вначале временный железнодорожный мост через Москву-реку (245 м) в Коломне, а чуть позже, когда возникло железнодорожная линия между Москвой и Коломной - и вдвое более протяженный постоянный мост через Оку, уже в качестве производителя работ. У него были навыки дельца-инженера.
Вскоре, 12 сентября (24-го по новому стилю) 1863 года между Струве и крестьянами села Боброва было достигнуто соглашение об аренде земельного участка под мастерскую, где и началось изготовление металлических ферм для строящегося железнодорожного моста через Оку (прежде в России для строительства мостов использовались импортные конструкции).
В начале 1865 г. КМЗ был уже заводом “во всех отношениях сообразно новейшим успехам техники” и выдвинулся в шеренгу солидных промышленных предприятий. С 1865 года на предприятии было освоено производство железнодорожных вагонов (до того вагоны в России не производились). Предприятие выпускало пассажирские вагоны всех классов, товарные вагоны и цистерны, служебные вагоны и платформы, вагонеты, полувагоны, для перевоза леса и скота, полувагоны рыбные, вагоны для перевозки пива для Калининского пивоваренного товарищества, моторные и прицепные трамваи.
Уже на второй год после его основания “Московские ведомости” писали, что “в трех верстах от Коломны... вырастает новый городок”. Завод был устроен “специально с целью сооружения в России железных мостов и принадлежностей железных дорог вообще”.
В 1869 году Коломенский завод одним из первых в России приступил к выпуску паровозов, а с 1873 года создал паровоз собственной конструкции.
На ярком торжестве по этому поводу в Коломне выступивший Струве сказал: "Прошло десять лет с того времени, когда я устроил здесь, на этом месте, первый кузнечный горн, установил первый станок с целью обработки железных частей для моста через Оку. И тогда самое пылкое воображение мое не могло бы представить чудную картину благоустроенного завода, которую вы сегодня имеете перед вашими глазами, празднуя выпуск сотого паровоза Коломенского завода".
СОВЕТ МИНИСТРОВ СССР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 января 1947 г. N 73
ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ НОРМАЛЬНОГО РЕЖИМА РАБОТЫ И ОТДЫХА
ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, УЛУЧШЕНИИ
ИХ МАТЕРИАЛЬНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ И О ПОДГОТОВКЕ РАБОТНИКОВ
ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД
1 Обязать Министерство путей сообщения (т. Ковалева) перевести локомотивные бригады на
нормальный режим работы в следующие сроки: к 15 мая 1947 г. на 8 железных дорогах...к 15 ноября 1947 г. на всех остальных железных дорогах.
Для обеспечения перевода локомотивных бригад на нормальный режим работы довести
наличие локомотивных машинистов до 60 тысяч человек, пом. машинистов до 60 тысяч и кочегаров
до 42 тысяч человек.
Пополнение недостающего количества машинистов, помощников и кочегаров локомотивов
произвести за счет:
а) выпуска 8 тыс. машинистов, обучающихся в дорожных технических школах;
б) выпуска 16 тыс. помощников машинистов, в том числе из дорожных технических школ
Министерства путей сообщения 10650 человек и из железнодорожных училищ Министерства
трудовых резервов 5350 человек;
в) выпуска 20 тыс. паровозных кочегаров, в том числе из школ ФЗО Министерства трудовых
резервов 4,5 тыс. человек и приема и обучения на краткосрочных месячных курсах Министерства
путей сообщения 15,5 тыс. человек.
6 Разрешить Министерству путей сообщения создать для учащихся школ по подготовке
локомотивных машинистов на период учебы следующие материальные условия:
а) в 3-годичных школах выплачивать стипендию в размере 100 рублей в месяц и обеспечивать
бесплатным обмундированием, бесплатным 3-разовым питанием и общежитием;
б) в годичных школах машинистов обеспечивать выплату среднего заработка по существующему
Положению, выдачу за плату обмундирования по установленным нормам и 3-разового питания.
8 Разрешить Министерству путей сообщения:
а) выдавать на хозяйственное обзаведение работникам, заключившим индивидуальные
трудовые договора для работы кочегарами, единовременно ссуду в размере 3 тыс. рублей каждому с
погашением ее в течение двух лет;
б) оплачивать стоимость проезда членов семей, переезжающих к работникам, и перевозку
имущества за счет соответствующей дороги;
в) продать каждому работнику, прибывшему к месту работы, за наличный расчет: пальто,
костюм, одну пару обуви, две пары белья, 5 метров мануфактуры и, кроме того, по 3 метра
мануфактуры на каждого переезжающего к нему члена семьи;
г) выплачивать обучающимся на месячных курсах кочегаров стипендию в размере 300 рублей.
11 Установить для работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта
повышенное пенсионное обеспечение по инвалидности, по случаю потери кормильца и по старости,
для чего увеличить действующий максимум заработка, из которого исчисляются пенсии, - для
машинистов локомотивов до 600 рублей, помощников машинистов до 500 рублей и паровозных
кочегаров до 400 рублей.
15 Обязать Министерство путей сообщения (т. Ковалева) построить в 1947 году 3 тыс.
индивидуальных жилых домов по плану жилищного строительства на 1947 год для продажи их в
собственность работникам локомотивных бригад по цене от 10 до 12 тыс. рублей за жилой
двухкомнатный дом с кухней.
16 Для предоставления работникам локомотивных бригад возможности приобрести в собственность жилой дом обязать Цекомбанк (т. Козлова) выдавать им ссуды в размере от 10 до 12
тыс. рублей, со сроком погашения в течение 12 лет и со взиманием за пользование ссудой 1% в год
17 Обязать Госплан СССР (т. Вознесенского) предусмотреть выделение в первом полугодии
1947 года для Министерства путей сообщения 1000 финских домов площадью 50 кв. метров каждый
для продажи их в собственность локомотивным машинистам.
Цекомбанку (т. Козлову) выделить 44 млн. рублей для выдачи работникам локомотивных бригад
кредита на покупку индивидуальных домов.
18 Разрешить Министерству путей сообщения выдавать машинистам, помощникам машинистов
и кочегарам, желающим построить индивидуальные дома, ссуду в размере 12 тыс. рублей, с
рассрочкой погашения в течение 10 лет, и оказывать им помощь строительными материалами за
плату.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
И.СТАЛИН
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
Я.ЧАДАЕВ
Для предоставления работникам локомотивных бригад возможности приобрести в собственность жилой дом обязать Цекомбанк (т. Козлова) выдавать им ссуды в размере от 10 до 12 тыс. рублей, со сроком погашения в течение 12 лет и со взиманием за пользование ссудой 1% в год