Реклама Google — средство выживания форумов :)
Хло́пковое де́ло, точнее Узбекское дело — собирательное название серии уголовных дел об экономических и коррупционных злоупотреблениях, выявленных в Узбекской ССР (в период руководства ею Рашидовым), а также в связанных с республикой других административных единицах, центрах принятия решений и промышленных отраслях бывшего СССР, расследование которых проводилось в конце 1970—1980-х годов.
Расследования были преданы широкой огласке с целью демонстрации борьбы с коррупцией населению СССР, ощущающему со всё большей силой нарастающие кризисные явления, обусловленные диспропорциями в социально-экономической жизни Союза. Всего было возбуждено 800 уголовных дел, по которым было осуждено на различные сроки лишения свободы свыше 4 тысяч человек.
Ещё 25 декабря 1991 года (то есть за день до юридического закрепления прекращения существования СССР) Президент Узбекистана И. Каримов помиловал всех осуждённых по Узбекскому делу, отбывавших наказание на территории республики. Представители официальной исторической науки Узбекистана оценивают события 1980-х гг. под следующим углом зрения: «во всех бедах, свалившихся на население республики в связи с действиями присланных Москвой „борцов“ с коррупцией, повинны союзный центр и руководители компартии Узбекистана»
Оле́г Константи́нович Рого́зин (31 октября 1929, Москва, СССР — 24 марта 2010, Москва, Россия) — советский организатор оборонной промышленности и учёный. Генерал-лейтенант, заместитель начальника службы вооружений Министерства обороны СССР (до 1989 года). Профессор, доктор технических наук.
После окончания МГУ в 1986 году поступил на работу в Комитет молодёжных организаций СССР (КМО СССР).
В КМО СССР работал в секторе Южной Европы, США и Канады, в 1988 году занял должность заведующего сектором международных организаций.
В январе 1971 года в ресторане Московского дома архитектора, куда он со своим сослуживцем пришёл отметить Старый Новый год, знакомится с сорокаоднолетней дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Галиной Леонидовной Брежневой.
Чурбанов пригласил Галину на танец, потом она сама пригласила Чурбанова на свидание. Через неделю их бурного романа Галина привезла подполковника домой и познакомила с папой. Леониду Ильичу, уставшему от экстравагантных любовных похождений дочери, Чурбанов понравился[6][7]. Генсек одобрил свадьбу. Чурбанов развёлся с первой женой и в том же году женился на Галине. После этого брака карьера Чурбанова резко пошла вверх, а в народе появилась поговорка «Не имей сто баранов, а женись, как Чурбанов».
С 1971 по 1975 годы — заместитель начальника Политического управления внутренних войск МВД СССР[3], с 1975 по 1977 год — начальник Политического управления внутренних войск МВД СССР, с 1977 по 1980 год — заместитель министра внутренних дел СССР. В феврале 1980 года становится первым заместителем министра внутренних дел СССР[3]. Награждается Государственной премией СССР за обеспечение порядка во время проведения Олимпиады в Москве в 1980 году. В 1981 году присваивается звание генерал-полковник.
Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1976—1981), кандидат в члены ЦК КПСС (1981—1986). Был депутатом Верховного Совета РСФСР.
В. Казначеев вспоминал, как, будучи в Ставрополье, Чурбанов, находясь в нетрезвом состоянии, заявил, что «на дне его рождения Леонид Ильич (Брежнев) сказал, что собирается написать завещание в его пользу. Так что скоро он, Юрий Михайлович, станет Генеральным секретарём ЦК КПСС».
10 ноября 1982 умер Л. И. Брежнев. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал Ю. В. Андропов, который инициирует ряд «антикоррупционных дел» против ближнего круга Брежнева и против своего старого противника — непосредственного начальника Чурбанова министра внутренних дел СССР Николая Щёлокова, покончившего с собой 13 декабря 1984 года.
15 ноября 1982 года Чурбанова пригласил Юрий Андропов и сказал: «Пока я жив, тебя и твою семью никто не тронет». Так и было, но уже в ноябре 1984 года, в период правления К. У. Черненко, Чурбанов был снят с должности первого заместителя министра и назначен, со значительным понижением, на должность заместителя начальника Главного управления внутренних войск МВД СССР, а летом 1986 года отправлен в отставку с формулировкой «по выслуге лет».
В это же время за ним было установлено наружное наблюдение и он становится фигурантом так называемого «хлопкового дела» или «узбекского дела».
14 января 1987 года Чурбанов был арестован по подозрению в коррупции по так называемому «Узбекскому делу» и исключён из рядов КПСС.
Первоначально Чурбанов отрицал свою вину, но после встречи в СИЗО с председателем КГБ СССР В. M. Чебриковым и его слов: «Юра, правила ты знаешь. И понимаешь, что без решения политбюро тебя арестовать не могли. А оно, как известно, не ошибается…» и угроз следователей — подвести его под высшую меру наказания, признал, в ходе следствия, три эпизода — тюбетейку и халат с золотым шитьём, кофейный сервиз и главное — взятку в 90 тысяч рублей (из первоначальных полутора миллионов). На суде своей вины не признал, а на предварительном следствии оговорил себя.
После судебного процесса, который проходил с 5 сентября по 30 декабря 1988 года, был приговорён Военной коллегией Верховного Суда СССР к 12 годам лишения свободы[3] с конфискацией имущества. После ареста, до суда, был лишён воинского звания генерал-полковник. По решению суда, был лишён государственных наград СССР (в том числе ордена Красного Знамени и Красной Звезды).