американский конгрессмен К. Смит заявил, что в связи с сенсационными журналистскими расследованиями он изучил некие документы, где обнаружил указания на интенсивные работы по созданию биооружия с использованием зараженных клещей и различных насекомых, которые проводились в некоторых госучреждениях США, в том числе в известном центре в Форт-Детрике (штат Мэриленд) и на военном полигоне на о. Плам вблизи о. Лонг-Айленд в Нью-Йорке.
Смит лоббировал интересы общества, отстаивающего права пациентов, страдающих от последствий болезни Лайма (клещевого боррелиоза) и инициировал бурное обсуждение причастности американских военных к ежегодному массовому инфицированию американских граждан. Сегодня в США ежегодно официально регистрируется около 30 тыс. заболевших болезнью Лайма, при том что реальная цифра может быть больше, поскольку большинство инфицированных за медицинской помощью не обращается. У 10–20% больных развивается хроническая форма заболевания, которая до недавнего времени вообще не признавалась официальной американской медициной.
Однозвездный клещ Amblyomma americanum сегодня широко распространен в юго-восточной части США (слева). Считается, что именно с этими клещами экспериментировали на военном полигоне на о. Плам. Клещей заражали боррелиями — возбудителями болезни Лайма (справа); их также выпускали в окружающую среду, чтобы отследить миграции.
Непосредственным поводом для этих бурных дискуссий послужила изданная в мае 2019 г. книга профессора Стэнфордского университета К. Ньюби Bitten: The Secret History of Lyme Disease and Biological Weapons («Укушенный: секретная история болезни Лайма и биологического оружия»). Автор, сама имеющая хроническую форму болезни Лайма, рассказала о найденных ею свидетельствах, что в 1960-х гг. американские военные заражали клещей трудно обнаруживаемыми патогенами. Ньюби утверждает, что в экспериментах по созданию биооружия военные испытывали инфекционные агенты, переносимые иксодовыми клещами, включая риккетсий — возбудителей пятнистой лихорадки Скалистых гор, а также боррелий — возбудителей болезни Лайма.
Основную информацию для своей книги Ньюби получила в 2013 г. от известного биолога, крупного специалиста в медицинской энтомологии В. Бургдорфера, который работал в военной лаборатории на о. Плам и в 1982 г. опубликовал статью с первым описанием возбудителя болезни Лайма.
В связи с этими заявлениями журналисты обратили внимание на то, что в 1980-е гг. в регионах по соседству с о. Плам появились однозвездные клещи, с которыми экспериментировали в лаборатории. Ранее эти клещи обитали только на юге страны, в Техасе, а в наши дни они в большом количестве встречаются в восточной части, в штатах Нью-Йорк, Коннектикут и Нью-Джерси.
После общения с Бургдорфером Ньюби пришла к выводу, что первый случай массовой вспышки болезни Лайма в конце 1960–70-х гг. произошел после выпуска в окружающую среду клещей, зараженных боррелиями. В своей книге она, в частности, приводит упоминание Бургдорфера о случайном выпуске зараженных клещей за пределы лаборатории. Кстати сказать, у заболевших нередко регистрировали сразу три инфекционных агента: боррелий, риккетсий и бабезий.
энтомолог Дж. Оливер из Университета штата Джорджия, в 1950-е гг. работавший в Форт-Детрике, сообщил журналистам, что в рамках совершенно секретной программы ему было поручено разработать методы массового культивирования клещей и комаров и изучить способы наиболее эффективной доставки их врагам и варианты распространения инфекционных агентов. По словам ученого, «это было сумасшедшее время, я и сейчас опасаюсь сказать слишком много, чтобы не попасть в тюрьму».
Что касается болезни Лайма, то еще в 2004 г. М. Кэррол, автор бестселлера Lab 257: The Disturbing Story of the Government’s Secret Germ Laboratory («Лаборатория 257: волнующая история секретной правительственной микробиологической лаборатории»), рассказывал о вспышке редкого заболевания в июле 1975 г. в городке Олд-Лайм, недалеко от о. Плам.
То, что сегодня воспринимается как невероятное, вполне могло иметь место тогда, когда химический инсектицид ДДТ (который, как выяснилось позже, является канцерогеном, мутагеном, эмбриотоксином, нейротоксином, иммунотоксином и т. п.) широко применяли в сельском хозяйстве и даже как терапевтический препарат для лечения детей в качестве индуктора печеночных ферментов, а также для терапии трихомонадного кольпита у женщин. Когда испытания лекарственных средств практически не проводились, а новые препараты тестировали на ничего не подозревающих пациентах; когда беременным предписывали успокоительный препарат «Талидомид», оказавшийся генотоксичным, в результате чего на свет появилось около 10 тыс. детей с врожденными уродствами.
Американские разработчики биооружия проводили опыты в нью-йоркском метрополитене, где модельные бактерии помещали в системы вентиляции, а потоки воздуха от движущихся поездов разносили их по подземным тоннелям. Эксперименты показали, что таким способом патогены могут оказаться в легких миллионов пассажиров буквально за считанные дни. По заданию военных в Университете штата Огайо были проведены эксперименты по заражению обезьян с помощью аэрозоля риккетсиями, вызывающими пятнистую лихорадку Скалистых гор. Из 68 зараженных животных большинство погибло в течение 10 дней. Данные о многих других подобных испытаниях до сих пор засекречены.
То, что сегодня воспринимается как невероятное, вполне могло иметь место тогда, когда химический инсектицид ДДТ (который, как выяснилось позже, является канцерогеном, мутагеном, эмбриотоксином, нейротоксином, иммунотоксином и т. п.) широко применяли в сельском хозяйстве и даже как терапевтический препарат для лечения детей в качестве индуктора печеночных ферментов, а также для терапии трихомонадного кольпита у женщин.
Пенсионное удостоверение Мыць Агрепины (так в документе) Мартыновны, 1911 года рождения, выданное Полтавским райсобесом.
— Кöндратий Кмих (@kkkmich71) December 9, 2020
Пенсия назначена "по старости", в размере 6 рублей 45 копеек.
Сколько вкусного пломбира можно купить на эти деньги! pic.twitter.com/fAckoYPwrp
И кстати гря, закон 64 вводился с 65 многим пересчитали...аж в два раза
Минимальный размер пенсии по старости - 12 рублей в месяц.