Главным уроком из этой войны и 2,5 лет правления страной Пашиняна должно стать осознание того факта, что дилетанты и демагоги во главе страны, с такими соседями как у Армении, ни к чему хорошему не могут привести. Хотя многие сравнивали Пашиняна с главным героем сказки Ованнеса Туманяна «Храбрый Назар», однако в итоге он стал «Гамельнским крысоловом». Поведя тысячи людей на смерть, он оказался не способен трезво оценивать свои возможности и прогнозировать ход событий.
Именно поэтому у многих граждан сейчас возникает вопрос — если силы были неравны, как это утверждает Пашинян и делящие с ним ответственность за позорное соглашение президент Арцаха Араик Арутюнян (как и премьер Армении пытающийся свалить вину за поражение на народ), начальник Генштаба Оник Гаспарян и министр обороны Давид Тоноян, то почему война не была остановлена намного раньше? Ведь это могло дать возможность спасти жизни и здоровье тысяч молодых ребят, а также оставить за армянской стороной Шуши и Гадрут.
Волнуют людей и другие вопросы: почему Армения не признала после начала войны независимость Арцаха и не наносила удары по критической инфраструктуре Азербайджана? И невольно по итогам войны приходишь к мысли, что непризнание Ереваном Карабаха было обусловлено не внешнеполитическими расчетами, надеждой на признание со стороны кого-то из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, а просто пониманием того факта, что по итогам данной войны НКР будет фактически сдан Азербайджану. А признание могло помешать подписанию в будущем столь позорного соглашения.
Что касается внешнеполитических вопросов, то естественно всех интересует роль России. Тем более, что, судя по информации в СМИ и соцсетях о переброске российских войск в Армению, о будущем соглашении было известно за несколько дней до его обнародования. Армянские националисты проводят параллели с событиями столетней давности — сделкой Ленина с Ататюрком. Однако надо понимать, что действующая армянская власть все эти 2,5 года ухудшала отношения со своим главным союзником — Россией, а также своими потенциальными союзниками — Ираном и Китаем. Как и дашнаки сто лет назад, не оценив трезво реальную ситуацию и возможные угрозы. Ярким свидетельством чего стало утверждение главы фракции правящего блока «Мой шаг» Лилит Макунц в конце июля этого года, что Турция не будет прямо вовлекаться в конфликт на сторон Азербайджана, так как «эти действия турецкой стороны будут рассматриваться международным сообществом в контексте Геноцида армян». «Я считаю, что Турция не пойдет на этот шаг и ни в какой форме не станет стороной конфликта», — заявила она тогда журналистам. А ровно два месяца спустя вместе со своими однопартийцами уже обвиняла Турцию в открытом участии в конфликте в Карабахе.
Или как теперь уже бывший глава СНБ Аргишти Кярамян заявлял за шесть дней до войны, что его ведомство рассматривает публикацию антипутинского сайта «Досье» о «друзьях России в Армении» как сообщение о преступлении и дает ей соответствующий правовой ход.
Или ответ Никола Пашиняна в августе 2018 года на заявление главы МИД России Сергея Лаврова о недовольстве российской стороной уголовным преследованием в Армении бывших высокопоставленных должностных лиц. Когда он посоветовал российским властям адаптироваться к сложившейся в Армении после «бархатной революции» ситуации. Сейчас же, изучая позорные для армянской стороны условия трехстороннего соглашения Пашинян-Алиев-Путин, сразу понимаешь, кого под кого «адаптировали».
За последние годы из Москвы чуть ли не прямым текстом выражали недовольство кадровой политикой армянского премьера (активное привлечение во власть людей с антироссийскими взглядами), показательными «маски-шоу» в российских компаниях в Армении. И те же люди, которые тогда аплодировали подобному поведению армянского руководства, считая это проявлением крутизны Пашиняна в отличие от его предшественников, в дни войны буквально требовали помощи от России. Хотя ранее готовы были похоронить под градом критики любого, кто подвергал сомнению правильность подобного поведения армянского руководства и предупреждал об опасных последствиях пренебрежения мнением Москвы в геополитических реалиях региона. «Политика есть искусство возможного».
Надо понимать, что Владимир Путин не обязан любить Армению и Арцах и думать о них больше самого Никола Пашиняна. Провокационная убежденность Пашиняна в том, что Россия не допустит войну в Карабахе, сыграла с ним злую шутку. Или Пашинян был уверен, что война неизбежна, потому что сам же ее и разжигал, и старался заведомо переложить ответственность на плечи России, или же он самоустранился от главной армянской проблемы, опять же возложив априори ответственность на Москву. В Баку же прекрасно видели, что влияние России на Армению после «бархатной» революции стремительно сократилось. В этих условиях Азербайджан поступил так, как выгодно ему, а Россия сделала то, что посчитала выгодным для себя: реал-политик, «ничего личного». И даже если в стратегической перспективе нынешняя сделка с Турцией невыгодна для самой России, если Эрдоган, как предостерегают активно армяне, «кинет» Москву, как это сделал сто лет назад Ататюрк, то это уже проблемы российской стороны.
А сейчас, в условиях сдачи трех районов согласно соглашению, на ближайшие пять лет главной гарантией безопасности оставшейся части Арцаха становятся российские миротворцы. И несомненно Баку будет делать все, чтобы добиться их вывода после истечения пятилетнего срока (а если будет возможность и до его истечения). С учетом этого, армянскому руководству надо вновь вернуть доверительные отношения с российским руководством, чтобы при помощи Москвы и других партнеров, провести кардинальную перестройку экономики, вооруженных сил, системы госуправления. И подготовиться к возможной новой войне спустя пять лет, когда Азербайджан потребует вывода миротворцев с целью окончательного решения проблемы Арцаха.
Ясно и другое — реформировать страну и подготовить ее к новым испытаниям должен новый лидер. Вряд ли кто-то в мире или даже внутри Армении будет всерьез воспринимать руководителя, который подписав фактически капитуляцию своей страны, после этого еще грезит о политической карьере. Да и в журналистике, надо признать, Пашинян звезд с неба не хватал.
Камо Аракелян (Ереван), специально для EADaily
Подробнее:
Капитуляция «адаптированного» Пашиняна: Что Армении делать дальше? — Новости политики, Новости России — EADaily