Жизнь на один доллар в день — таков стандартный критерий бедности в мире, и по этому критерию серьёзной нищеты в России нет. Об этом 27 октября заявил глава Счётной палаты РФ Алексей Кудрин на форуме «Стратегическое планирование в регионах и городах России».
«Чуть больше доллара в день расходы — считается, это критерий бедности, который существует сегодня в мире. Мы, естественно, давно эту проблему решили. Эту нищету, самую серьёзную, мы давно уже преодолели», — заявил Кудрин.
"Достигнутый уровень технологий налоговой службы и современная внешнеэкономическая ситуация существенно ограничивают возможности бегства национального капитала и вывода денег российскими юридическими и физическими лицами из российской юрисдикции. Это создает потенциал для более значительного повышения налогового бремени на неинвестируемые высокие личные доходы и на неинвестируемые свободные средства корпораций", - отмечается в документе.
Речь идет о ставке подоходного налога в 20-24% для доходов физических лиц в объеме свыше 12 млн рублей и 24 млн рублей в год, а также о возвращении к ставке налога на прибыль на уровне 24% или даже 30% в сочетании с установлением эффективного инвестиционного вычета.
Предложение, высказанное недавно новоиспеченным лауреатом Нобелевской премии по экономике Абхиджитом Банерджи, многим показалось еретическим. Экономист не считает, что надо снижать налоги ради стимулирования инвестиций. Напротив, убежден он, требуется повысить налоги, чтобы распределить их в пользу тех людей, которых можно отнести к нуждающимся. Бедные, получив деньги, будут тратить их, стимулируя спрос. Ну, а на это — повышенный спрос — уже должны будут отреагировать инвестиции. Все, маховик экономического роста закрутится быстрее.
Вот такая простая и, надо сказать откровенно, отнюдь не какая-то новая и оригинальная логика. Все просто и, казалось бы, логично. Отмахнуться от этих предложений невозможно хотя бы потому, что это сказал экономист очень высокого уровня. Все-таки Нобеля по экономике просто так не присуждают. Это, конечно же, отнюдь не означает, что нобелевские лауреаты по экономике не могут ошибаться. Могут, они тоже люди. Но все-таки начнем с того, с чем невозможно не согласиться.
Абхиджит Банерджи абсолютно прав, что привлекает внимание к проблеме бедности. Складывается впечатление, что правительства многих стран, некоторые из которых представляются вполне благополучными, недооценивают проблему бедности и неравенства.
Правительство России резко увеличило сборы с несырьевого сектора экономики на фоне обвала нефтегазовых доходов бюджета.
По итогам октября Минфин собрал в федеральную казну 1,928 триллиона рублей - на 401 млрд, или 26%, больше, чем месяцем ранее, следует из оперативной статистики ведомства.
Впервые с начала коронавирусного кризиса в экономике доходы бюджета превысили прошлогодний уровень: в октябре-2019 это было 1,635 трлн рублей (на 15% меньше).
Поступления нефтегазовых налогов выросли на 10% относительно сентября, или 40 млрд рублей, и составили 474,5 млрд рублей, но по-прежнему остаются почти на треть ниже прошлогоднего уровня (686 млрд рублей).
Накопленным итогом за 10 месяцев бюджет недобрал 2,3 триллиона рублей сырьевой ренты, которая, согласно изначальным проектировкам, должна была обеспечить почти половину его доходной части.
Новой «дойной коровой» для государства постепенно становится несырьевой сектор экономики. По итогам минувшего месяца ненефтегазовые поступления в казну подскочили на 40% относительно предыдущего месяца и почти в 1,5 раза по сравнению с октябрем-2019 - до 1,453 трлн рублей.
Сборы НДС после провала на 23% в сентябре вновь резко выросли, до 446 млрд рублей (+8,5% относительно сентября и +43% год к году). «Такой выстрел» - это необычная ситуация, и скорее всего, речь идет о том, что часть выплат по этому налогу была учтена не сразу, и его слабая динамика прошлых месяцев сейчас компенсируется октябрьскими поступлениями, говорит экономист Райффайзенбанка Станислав Мурашов.
Сборы налога на прибыль тем временем просели на 7% год к году, до 105,7 млрд рублей; поступления акцизов практически не изменились - 76 млрд рублей против 74 млрд год назад.
На 31 млрд рублей, или 9%, удалось увеличить сборы на таможне, главным образом за счет НДС на ввозимые товары. Хотя объемы импорта падают на 7% год к году, его стоимость увеличивается вместе с девальвацией рубля. В сумме ФТС принесла бюджету в октябре 370 млрд рублей - на 22 млрд больше, чем месяцем ранее.
Рост доходов бюджета связан «с завершением периода налоговых льгот и увеличением налоговой нагрузки на бизнес», говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Это лишь «первый шаг на пути к бюджетной консолидации, которая будет полностью проведена в будущем году», напоминает она. Правительство увеличивает НДПИ для металлургов и производителей удобрений, вводит прогрессивную шкалу НДФЛ, налог на банковские вклады и резко повышает акцизы на табак. Все это, по расчетам властей, принесет около 500 млрд рублей дополнительных доходов.
В октябре бюджету помогли дивиденды Сбербанка, указывает экономист ING Дмитрий Долги: правительству как контролирующему акционеру с долей 50% плюс одна акция досталось 226 млрд рублей из выплат по итогам прибыли прошлого года.
Несмотря на рост доходов, бюджет остался в дефиците: Минфин потратил в октябре 2,071 трлн рублей - на 143 млрд рублей больше, чем собрал.
Накопленным итогом с начала года «дыра» в федеральной казне достигла 1,798 трлн рублей. Ее реальный размер, впрочем, на треть больше - 2,8 триллиона, указывает Долгин.
Сумму дефицита Минфин уменьшил на 1,05 трлн рублей, поступивших от ЦБ в рамках сделки с акциями Сбербанка. Эти деньги были учтены как «доходы», а не как «источники финансирования дефицита», что позволило замаскировать истинное положение дел в госфинансах.
Несмотря на минимальный с начала года объем дефицита, займы Минфина на рынке поставили исторический рекорд: от размещения ОФЗ в казну поступило 1,8 триллиона рублей.
Эти деньги остаются лежать на счетах бюджета в ожидании 2-кратного всплеска бюджетных расходов в конце года. В ноябре-декабре Минфину предстоит потратить 6,9 триллиона рублей - треть заложенной на год суммы.
После трех месяцев вялого восстановления в октябре темпы промышленного спада в экономике вновь резко ускорились.
За месяц индекс промпроизводства обвалился на 5,9% в годовом выражении, что на 2,3 п.п. хуже результата сентября, сообщил во вторник Росстат.
Начиная с лета промышленность медленно выкарабкивалась из коронавирусного кризиса, замедляя темпы свободного падения: 7,9% в мае, 7,1% в июне, 5,9% в июле, 4,2% в августе, 3,6% в сентябре. Но уже в октябре ключевые для экономики сектора снова начали тонуть в болоте рецессии.
Спад в добыче полезных ископаемых ускорился с сентябрьских 8,8% до 9,4% год к году.
На нефтянку и нефтепереработку продолжает давить соглашение ОПЕК+, требующее от России качать почти на 2 млн баррелей в сутки меньше, чем год назад. По другим же добывающим отраслям, видимо, бьет слабость внешнего спроса, отмечает директор по инвестициям ИК «Локо-Инвест» Дмитрий Полевой: потребность в сырье снова сокращается по мере того, как мир накрывает «вторая волна» пандемии, а ключевые покупатели российских углеводородов в ЕС вводят карантинные меры.По итогам октября Россия качала на 11,2% меньше нефти, чем год назад, добывала на 11,6% меньше каменного угля. Роста добычи металлических руд (на 1,1%) и газа (на 2%) оказалось недостаточно, чтобы компенсировать этот провал.
Вслед за внешним спросом проседает внутренний, отправляя в режим пикирования обрабатывающий сектор. Он, согласно Росстату, в третьем квартале выходил из спада, показывая хотя и мизерный, но рост - на 0,3%.
В октябре мешок статистических чудес иссяк. Фабрики и заводы, не связанные с сырьевой трубой, зафиксировали обвал выпуска на 4,4%, показав худший результат с апреля-мая, когда в стране действовал режим нерабочих дней.
Рухнули объемы производства в металлообработке (-27,4%), производстве компьютеров и электроники (-15,5%), кожи и меха (-15,1%), а также загрузка НПЗ (-10,6%).
«Роснефть» и «Газпром» - два крупнейших сырьевых экспортера России, - в пятницу отчитались о рекордных в своей истории убытках.
«Газпром» по итогам 9 месяцев 2020 года ушел в минус на 592 миллиарда рублей, следует из отчетности по РСБУ. Выручка холдинга, обладающего монопольным правом на экспорт трубопроводного газа, упала на 21%, до 2,74 трлн рублей; валовая прибыль - почти на 40%, до 917,46 млрд рублей. Убыток от продаж составил 180,62 млрд рублей.