Параллели между британско-германским антагонизмом перед войной 1914 года и нынешним американо-китайским противостоянием могут показаться поразительными, хотя и требуют известной осторожности. Действительно, нынешнее положение США очень похоже на положение Соединенного Королевства в предвоенные годы: это положение действующего гегемона, чья относительная мощь находится на траектории снижения. Вашингтон сейчас, как и Лондон когда-то, глубоко недоволен подъемом своего противника, причины которого он приписывает нечестной торговой и экономической политике, и рассматривает своего соперника как недостойного мирового игрока, ценности которого несовместимы с либерализмом. Во своей стороны, быстро растущий Китай, как и Германия накануне Первой мировой войны, хочет признания себя равным на международной арене и хочет доминирования в своем регионе. Неспособность Великобритании мирно приспособиться к реалиям германского роста способствовала возникновению Первой мировой войны. От того, последуют ли США тому британскому прецеденту или нет, будет зависеть, закончится или нет нынешнее американо-китайское соперничество войной.
Китай быстро сравнивается с Америкой по всем основным показателям. В 2014 году МВФ объявил, что по покупательской паритетной способности Китай обогнал США — самую большую экономику мира. По рыночному валютному курсу китайский ВВП составляет сейчас около 70% американского. С учетом того, как быстро Китай восстанавливается экономически после пандемии коронавируса, к концу этого десятилетия он, скорее всего, обойдет США в качестве первой экономики мира. В военном отношении ситуация схожая. Исследование «мозгового центра» RAND Corporation «Счет в американо-китайском соревновании» еще в 2015 году указывало на то, что разрыв в военной мощи США и Китая в Восточной Азии быстро сокращается. Американский военно-морской флот и военные базы в этой части света находятся под растущей угрозой со стороны Китая. В исследовании с удивлением указывается на то, что «для многих составителей этого доклада поразительной оказалась скорость, с которой происходят эти изменения в военной ситуации в Азии».
Для того, чтобы избежать войны с Китаем, США, видимо, следовало бы скорректировать свои гарантии Тайваню и признать китайскую политику в отношении острова. Вашингтон также должен был бы признать реальность того, что исповедуемые им либеральные ценности не универсальны, и прекратить вмешиваться во внутренние дела Китая, осуждая его политику в Гонконге и Синьцзяне и прозрачно призывая к смене режима в стране.
Шансов на то, что США предпримут такие шаги, нет почти никаких. Если Америка пойдет на это, то тем самым она признает конец своего доминирования. И это делает вероятность «горячей войны» между США и КНР еще более высокой. В отличие от ситуации прошлой «холодной войны», когда США и Советский Союз в целом соглашались с границами своих соответствующих зон влияния, сегодня Вашингтон и Пекин имеют резко отличающиеся взгляды на то, кто будет играть главную роль в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях, а также вокруг Тайваня.
Если Вашингтон не уступит своего доминирования в Восточной Азии, он скоро окажется перед лицом войны
На самом деле региональная гегемония Китая — это не та причина, которая должна толкать к войне с ним.
Вопрос о том, смогут ли США мирно уступить свое доминирование в Восточной Азии и признать Китай как равную себе великую державу, остается открытым. Если Вашингтон этого не сделает, он окажется на тропе такой войны, по сравнению с которой побледнеют военные катастрофы во Вьетнаме, Афганистане и Ираке.
Дональд Трамп завершает президентский срок новый ударом по Китаю.
Как сообщает Reuters со ссылкой на источники в администрации, Белый дом намерен ввести санкции против одной из крупнейших нефтяных компаний Китая CNOOC.
China National Offshore Oil Corp, главный в стране производитель глубоководных буровых работ, будет включен в санкционные списки вместе с еще тремя компаниями, которые, по мнению Вашингтона, контролируются военными КНР. Компания, входящая в топ-3 китайского нефтяного сектора наряду с CNPC и CPC, которая рассматривалась как возможный инвестор для крупнейшего арктического проекта «Роснефти» «Восток Ойл», попадает под финансовые санкции, включающие запрет на привлечение финансирования.
Санкции нанесут «тяжелый удар» по CNOOC, поскольку компания вовлечена в совместные проекты с американской Exxon Mobil, а кроме того, использует американское оборудование, говорит аналитик SIA Energy Сенгик Тее.
Акции CNOOC рухнули на бирже Гонконга на 14% - максимально с обвала рынков в начале марта, а еврооблигации с погашением в 2029 году обвалились на 2%. В общей сложности у компании в обращении долг на 20 млрд долларов, а иностранным инвесторам принадлежит 16,5% ее капитала.
Китайская экономика обгонит США на пять лет быстрее из-за пандемии, заключили эксперты британского Центра экономических и деловых исследований (Centre for Economics & Business Research, CEBR), передает Bloomberg.
Китай станет крупнейшей (по объему ВВП) экономикой мира уже в 2028 году, заключили аналитики. Год назад CEBR считал, что Китай опередит США на пять лет позже, в 2033 году. Также, по данным CEBR, Китай может стать страной с высоким уровнем дохода уже в 2023 году.
В 2019 году ВВП США в долларовом выражении составил около $21,4 трлн, а ВВП Китая — примерно $14,3 трлн, следует из данных Всемирного банка. Индия заняла в рейтинге за прошлый год пятое место ($2,8 трлн).
Нью-Йоркская фондовая биржа прекратит допускать к торговле на ней акции трех крупных китайских компаний, согласно требованиям администрации США. Об этом говорится в заявлении, распространенном в четверг представителями торговой площадки.
В черный список попали крупнейший телекоммуникационный оператор КНР China Mobile (первый в мире по клиентской базе, достигающей почти миллиарда пользователей), государственный телеком-гигант China Unicom (4-й в мире по размеру клиентской базы) и China Telecom Hong Kong, дочка государственной CТС. Они активно участвуют в развитии связи пятого поколения в Китае. Как отмечает агентство Блумберг, компании «не имеют значимого присутствия в США», их акции также представлены на бирже в Гонконге.
В заявлении Нью-Йоркской фондовой биржи поясняется, что указанное решение должно вступить в силу 11 января. Данный шаг обусловлен тем, что президент США Дональд Трамп в ноябре 2020 года подписал указ о запрете американских инвестиций в ряд китайских компаний, которые, по мнению Вашингтона, связаны с Вооруженными силами КНР. Согласно указу, с 11 января текущего года американским физическим и юридическим лицам будут запрещены любые операции с ценными бумагами таких компаний.
Как поясняется в документе, речь, в частности, идет о фирмах, которые Пентагон ранее внес в список организаций, связанных с китайской военной отраслью. В перечне числится 31 предприятие, в том числе компания Huawei.
И хотя команда Байдена гораздо более осторожна в данных вопросах, а ее отдельные представители высказывали приверженность "политике одного Китая", никто из них официально не отмежевался ни от решений Помпео, ни от скандальной стратегии Трампа по китайскому вопросу. А недавнее объявление о том, что Байден назначает Курта Кэмпбелла, бывшего помощника госсекретаря, своим координатором по Индо-Тихоокеанскому региону, вызвало восторг на Тайване — в разном качестве Кэмпбелл посещал остров как минимум шесть раз.
На протяжении многих лет различные политики, дипломаты и эксперты призывают США и другие западные страны расширять сотрудничество с Тайванем и тем самым противодействовать Китаю. Скажем, известный британский критик России и Китая Эдвард Лукас предложил Лондону последовать американскому примеру и снять ограничения на политические контакты, организовав визиты министров на китайский остров. А Гуверовский институт, еще один влиятельнейший аналитический центр в США, прямо побуждает признать Тайвань.
При этом чаще всего те же эксперты требуют вводить самые жесткие меры против России "за поддержку сепаратистов на Украине". Напомним, именно это вменяется в вину Москве при введении западных санкций. Одни и те же деятели призывают Запад поддержать Тайвань и заставить Россию "уважать территориальную целостность Украины". Одни и те же эксперты осуждают Москву за выдачу паспортов для жителей Донбасса и громко аплодируют решению Лондона выдавать британское гражданство жителям китайского Гонконга. И не видят же в этом никаких противоречий.
Если бы мир остался однополярным, изменения в американских инновациях имели бы меньшее значение. За последние два десятилетия Китай прошел путь от страны, которая в основном крадет и имитирует технологии, к стране, которая улучшает их и даже создает новые. Что неслучайно, ведь это результат целенаправленной долговременной работы государства. Китай много инвестировал в исследования и разработки, его доля в мировых расходах на технологии выросла с 5% в 2000 году до 23% в 2020 году. Если всё продолжится так и дальше, к 2025 году Китай обгонит США по этому показателю.
В продвижении Китая центральной стала стратегия «военно-гражданского слияния», это управляемые усилия по развитию сотрудничества между частным сектором и оборонной отраслью. На национальном, провинциальном и локальном уровнях государство поддерживает усилия военных организаций, государственных предприятий, частный компаний и предпринимателей. Эта поддержка может выражаться в виде исследовательских грантов, обмена данными, правительственных займов или программ обучения. Она может быть даже чем-то простым, например, предоставлением земли или офисного помещения, правительство создает целые новые города, посвященные исключительно инновациям.