В 2014 г. в рунете заработает новая поисковая система «Спутник», которую разрабатывает «Ростелеком», рассказали «Ведомостям» сотрудники нескольких интернет-компаний. Располагаться этот поисковик будет по адресу: sputnik.ru. Сейчас «Ростелеком» активно нанимает разработчиков в крупных компаниях рунета — «Яндексе», Mail.ru Group и Google и др. По словам собеседников «Ведомостей», поисковик доделают через 3-4 месяца и будут продвигать «на государственном уровне» — с помощью установки по умолчанию в органах власти и госкомпаниях.
Представители «Ростелекома» проводят собеседования с разработчиками «Яндекса» и Mail.ru Group, подтвердили источники в этих компаниях. Сотрудник Google сказал «Ведомостям», что о хантинге со стороны госоператора не слышал, но в российской Google почти нет программистов, которые занимаются именно поиском: они все в Калифорнии.
Разработкой поисковой системы занимается компания «КМ медиа», купленная «Ростелекомом» в 2012 г. через дочерний «РТКомм», рассказывают сотрудник интернет-компании и источник в «Ростелекоме». До этого «КМ медиа» входила в холдинг «КМ онлайн», владеющий старейшим порталом рунета km.ru и интернет-энциклопедией «Кирилл и Мефодий». А курирует проект Алексей Басов, назначенный вице-президентом «Ростелекома» весной этого года. Раньше Басов много лет возглавлял систему контекстной рекламы «Бегун». Представитель «Ростелекома» отказался от комментариев.
Поисковик должен быть запущен в I квартале 2014 г., подтвердил «Ведомостям» человек из «Ростелекома». Однако сроки могут быть изменены, как и название. По его словам, поисковый проект существует в «Ростелекоме» около трех лет, но активная разработка идет последние 1,5-2 года. За это время компания инвестировала около $20 млн и проиндексировала примерно половину российского интернета. К новому году рунет будет проиндексирован весь, а вот выход на другие рынки — вопрос будущего.
Идея создания «государственной поисковой системы» появилась в 2008 г. в администрации тогдашнего президента Дмитрия Медведева. Это произошло после войны в Грузии, рассказывал «Ведомостям» депутат Госдумы Илья Пономарев. Информация в новостных разделах поисковиков не всегда соответствовала официальной и при этом имела большой резонанс. Тогда и стало понятно, что поисковик может служить мощным медиаресурсом и использоваться в качестве агрегатора нужных государству новостей. В том же году бизнесмен Алишер Усманов хотел приобрести долю в «Яндексе» — крупнейшем российском поисковике с долей более 60% в рунете (см. врез).
А в июле 2010 г. тогдашний министр связи Леонид Рейман подтвердил, что государству небезразличен проект создания нового интернет-поисковика — создавать его должны частные компании, но под присмотром Минкомсвязи. Проект оценивался в $100 млн. Источники «Ведомостей» рассказывали, что уже тогда обсуждалась возможность наращивания доли рынка госпоисковика через его установку в качестве основного в госучреждениях.
Этот проект давно перестал быть закрытым, сказала вчера «Ведомостям» пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Но устанавливаться поисковик будет на добровольных началах, утверждает она. «Ростелеком» не хочет пользоваться административным ресурсом и будет продвигать поисковик рыночными методами, обещает источник в «Ростелекоме»: «Мы хотим, чтобы им пользовались обычные пользователи сети». Никакой фильтрации неугодного государству контента в новом поисковике не предусмотрено, утверждает он. Будет лишь обычная защита пользователей от вирусов и других угроз — на уровне конкурентов.
В последнее время государство озаботилось безопасностью пользователей рунета. Например, прошлым летом был принят закон о защите детей от вредной информации: по нему операторы должны блокировать сайты, замеченные в пропаганде наркотиков, самоубийств и педофилии. Недавно Лига безопасного интернета, совет которой возглавляет экс-министр связи Игорь Щеголев, начала проверять работающие в России поисковики. О проекте «Ростелекома» исполнительный директор лиги Денис Давыдов не знает: лига, по его словам, занимается оценкой безопасности уже работающих поисковиков и планирует вместе с Национальным рейтинговым агентством составить их рейтинг. Будет оцениваться то, как поисковые системы обеспечивают безопасность граждан от вредного контента — информации о наркотиках, самоубийствах или экстремизма. Например, Google в своей выдаче в России при запросе «купить нар…» выдает пользователям подсказку «купить наркотики в москве», а у «Яндекса» такой подсказки нет, замечает Давыдов. Другой показатель, который будет учитываться в рейтинге: как поисковики реагируют на жалобы пользователей или государственных органов и насколько быстро удаляют ссылки на незаконный контент.
Создание качественной поисковой системы — это такой же масштабный проект, как и, например, проведение Олимпиады, рассуждает представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. Планка качества, особенно в России, где много лет конкурирует несколько поисковых компаний, — очень высока. И это не столько вопрос инвестиций, сколько результат системной работы талантливой команды — найти и собрать такую команду очень непросто, крупные компании сами обучают перспективных сотрудников, продолжает она. Поисковые сервисы такого уровня, как у «Яндекса», есть еще у нескольких компаний в мире, и сейчас все крупные игроки развивают машинное обучение и системы распределенных вычислений, персонализацию, компьютерное зрение и речевые технологии, безопасность и региональность поисковой выдачи. Решение сложных задач и двигает развитие поиска и это результат многолетних трудов, резюмирует Мелкумова.
«Не очень верю в успех этой поисковой системы: поиск — технологически емкая разработка. «Ростелеком» раньше не имел опыта в создании интернет-проектов, к тому же это трудный для продвижения продукт, соглашается вице-президент и технический директор Mail.ru Group Владимир Габриелян. Но в любом случае новость о разработке еще одного поисковика является положительной для всех игроков, хотя бы с точки зрения рынка труда специалистов в области поисковых технологий, считает он.
«Яндекс» тратит на развитие поиска $100 млн в год, догнать такой локомотив уже невозможно, говорит топ-менеджер интернет-компании. Тем более что сейчас сложно найти разработчиков, которые умеют делать поиск. Но у госпоисковика могла бы быть своя стратегия развития: например, можно сразу объявить его «чистым» поисковиком без порнографии и другого плохого контента, ориентированным на государственные нужды и привязанным к госуслугам. Поскольку у него и так нет аудитории, то ему будет нечего терять, отказавшись от сомнительного контента, в отличие от уже работающих поисковиков, резюмирует собеседник «Ведомостей».