Кое-кому в России (и, естественно, в Белоруссии), конечно, это не понравится. Кое-кто скажет, что мы используем тяжелое положение братского народа для того, чтобы выкручивать руки своему союзнику. Однако проблема в том, что Лукашенко – не союзник России, а скорее нахлебник. Он взял в заложники братский белорусский народ и отказывается от интеграции с Москвой в рамках Союзного государства просто потому, что не хочет терять личную власть над своей вотчиной. В то же время Батька постоянно требует от России субсидировать белорусскую экономику (читай – укреплять его личную власть, ведь экономическая стабильность лежит в основе общественного договора между Александром Лукашенко и его народом) и приправляет эти требования критикой Москвы тогда, когда она не удовлетворяет хотелки Лукашенко в полном объеме.
Поэтому можно, конечно, сыграть в благородных донов – безоговорочно помочь по-братски. Дать кредит, поддержать Батьку авторитетом Путина, защитить от внешних игроков, спасать белорусскую промышленность от последствий кризиса. После чего наблюдать за тем, как Лукашенко через какое-то время снова будет налаживать отношения с Западом и обвинять Москву в стремлении аннексировать Белоруссию.
Но можно сыграть по-другому – по-партнерски. Выставить Лукашенко жесткие условия. Любая существенная помощь (финансовая, репутационная и т. п.) будет направлена Минску лишь после того, как он подпишет интеграционные карты. «Путин протянул руку Лукашенко, фактически признав выборы законными. Посмотрим, как обойдется Лукашенко с этой протянутой рукой», – говорит гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
Можно, конечно, в нее плюнуть (естественно, после того, как эта рука вытащит Лукашенко из политической трясины, в которую он рухнул). Подписать предложенные ему интеграционные карты, а затем саботировать их реализацию. Понадеяться на то, что в следующий раз Москва все равно вытащит Батьку – ведь, как будут объяснять лукашисты, его свержение приведет к власти националистов. Однако, к сожалению для Лукашенко, эта логика не работает – ведь через какое-то время дилемма «Лукашенко или националисты» будет уже неактуальной.
В Белоруссии уже началось оформление нормальных оппозиционных сил, и не исключено, что в одну из них будет активно инвестировать Россия. Точнее, она должна инвестировать – и уже от поведения Лукашенко будет зависеть то, будет ли эта сила выступать за смещение Батьки (если тот плюнет в протянутую Россией руку), или же будет находиться в стратегическом резерве Путина. И это уже не говоря о том, что за «кидком» Лукашенко неизбежно последует свертывание всех субсидий белорусской экономики.
Так что Батька должен подумать, что для него оптимально – согласиться на интеграцию с Россией и сохранить хотя бы частично власть, либо повторить судьбу Януковича или (при плохом раскладе) того же самого Каддафи. И времени на обдумывание не так много. По некоторым данным, уже 2 сентября в Москву прилетит министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей – для окончательного согласования повестки, а также итогов будущего саммита.
Любые соглашения, подписанные президентом Белоруссии Александром Лукашенко с другими странами, не будут признаны. Об этом 4 сентября написала в своем телеграм-канале бывший кандидат в президенты республики Светлана Тихановская, в настоящее время находящаяся в Литве.
Комментируя в своем сообщении встречу белорусского президента с председателем правительства России Михаилом Мишустиным, экс-кандидат указала, что она всегда выступала за то, что суверенитет не может быть предметом торга.
«Я сомневаюсь, что любые решения и договоры, которые могут быть подписаны Лукашенко, будут признаны новым правительством», — написала в своем сообщении Тихановская.
Также бывший кандидат уточнила, что, по ее мнению, причина такого ее высказывания понятна и она состоит в том, что народ, как утверждает Тихановская, «отказал Лукашенко в доверии».
Как сообщало ИА REGNUM, 1 сентября президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что его разворот в направлении Запада — медийная выдумка, так как поворота от России никогда не было.