Важнейший признак политического кризиса — стремительное сокращение у власти возможностей выбора и маневра. К сожалению, этот признак обычно остается за кадром: он требует полного владения информацией. А она у власти. Да и та застревает на этажах.
// eadaily.com
Поэтому оставим в стороне разбор «ошибок» Лукашенко, сосредоточимся на том, на что его действия похожи, исходя из опыта других политических кризисов. Если Лукашенко и совершил ошибку (ну, разок позволим себе эту фразу?), то летом 1996 года.
Подробнее:
Вопрос вопросов: куда опоздали белорусы? — Новости политики, Новости России — EADaily
...
А тогда, в начале 2000-х, никто Александру Григорьевичу на горло не наступал, у России и других забот было полно. Сложилась модель «стратегирования», которая казалась вечной. И которая за счет открытого российского рынка и всевозможных преференций поддерживала ВВП Белоруссии на душу населения на уровне, соизмеримом с российским. Нет-нет, белорусы не нахлебники! Но что не развивается, то деградирует. Интеграция тормозится, а «правдивая история Беларуси» с «1000-летней борьбой против московской агрессии» цветет пышным цветом. Это недопустимо. О чем писано-переписано. Как и о том, что Белоруссию надо было «брать» в 2005-м, 2010-м, 2015-м. Нельзя было. Белорусы должны были «перегореть». И Бацкой, и европейским выбором.
Вопрос вопросов. А куда, собственно, опоздали белорусы? Не успели стать Болгарией или соседней Литвой? В последней да, ВВП ППС на душу населения на треть выше, чем в Белоруссии, но так было и в СССР. В так называемом «совке» осталась Белоруссия, но не белорусы. Они получили уникальную возможность понаблюдать, поучиться на чужих ошибках, ничего не потеряв материально. Сегодня все мы одинаково далеки от тех, «перестроечных», среди прочего, узнав цену демократии, величайшего достижения человечества, которое США превратили в инструмент продвижения своих шкурных интересов. За что заслуживают осинового кола истории. Повторяем это снова и снова, благо, поводы не иссякают. В конце концов, белорусы при желании могут всё наверстать: примеры Болгарии, импортирующей из Турции болгарский перец, и Украины с ее «евроинтеграцией» — перед глазами. Было у Украины шесть НПЗ, остался один Кременчугский на одну треть мощности. Отминусуются и два белорусских. У России для всех «великих аграрных держав» топлива хватит. И это не «послезнание», а «предзнание»! Везунчики.
Да, 10 августа произошел надлом. И Лукашенко, похоже, понял это лучше, чем кто-либо другой. Пора выходить из боя. А любой военный подтвердит, что это самая сложная часть дела. Лукашенко и здесь показал себя молодцом. Намеренно жесткий ответ на попытки силовых действий оппозиции, убедил последнюю перейти 12—13 августа в более безопасное для режима русло — к женщинам с цветами и забастовкам. Забастовки тоже нежелательны, поэтому, не имея ничего против женщин, Лукашенко напомнил: если Беларуськалий будет бастовать долго, то Уралкалий захватит рынки. Ничего личного, только бизнес. Несколько стычек уже после извинений главы МВД Юрия Караева перед «попавшими под раздачу», показали, что в случае необходимости власти готовы действовать еще более жестко, чем 10—11 августа. Иначе неизбежно дезертирство, братание или стойка на коленях. Или поддержка «сепаратизма». Или свой, силовиков, переворот. Обычно это вопрос нескольких дней или недель. Удивительно, что украинские силовики терпели предательство Виктора Януковича несколько месяцев.
Как было сказано выше, Лукашенко начал операцию отхода от власти. Беспрецедентная фраза из сообщения официального информагентства БЕЛТА:
«Александр Лукашенко и Владимир Путин обсудили ситуацию в Беларуси. Президент России высказал свое видение обстановки, складывающейся вокруг нашей страны».
Не «высказали общее видение», а именно так. Параллельно с еще одним упоминанием о праве Белоруссии обратиться за помощью. Подобные сигналы позволяют надеяться, что Кремлю не придется слишком часто применять меры давления. Они будут выглядеть просто неприлично для обеих сторон: «дружба — нож в спину — дружба — нож в спину», а для одной из сторон даже опасно. О должности спикера парламента союзного государства, судя по всему, говорить уже не приходится, а в случае рецидивов предложить Лукашенко хоть какое-то приличное занятие с утра будет сложновато. Разве что послом в Литву.
Подробнее:
https://eadaily.com/ru/news/2020/08/17/vopros-voprosov-kuda-opozdali-belorusy