Беды «КП в Беларуси» как иллюстрация интеграционной изжоги Лукашенко.
Как в капле воды отражается море, так и в истории с вымещением злобы на «Комсомольской правде в Беларуси» отражается реальная причина неготовности Лукашенко к интеграции с Россией.
«Комсомолку» плющат: не дают печатать номера газеты, а тут еще и комитет госконтроля явился вместе с налоговой в редакцию проверять оргтехнику и бухгалтерию. Что означает, что итоги проверки заранее написаны.
Проблемы КП обозначились в июле, когда Лукашенко устроил обструкцию МИДу, пресс-службе и АП, в частности, за выступление главреда «Комсомолки» Владимира Сунгоркина. Тот позволил себе низко оценить шансы Лукашенко на выборах президента и повторить мем про 3% рейтинга. Несмотря на грозные призывы Бацьки выдворять клеветников из страны, никого тогда не тронули. Зато тронули сейчас, блокируя сайты и закрыв возможность печатать тиражи, что и случилось (уже трижды) с КП в Беларуси.
Россия – не оазис демократии, конечно, но власть в РФ давно уже действует на медийном поле несколько по-другому. Зачем позориться на весь мир, третируя отдельных журналистов, демонстрировать собственную слабость, перекрывая доступ к печати тиражей? Можно же быстро и эффективно «пошуршать» в экономической сфере: в принципе, любое издание может быть обанкрочено, перепродано, удушено судебными исками с неподъемной ценой ущерба.
Но Лукашенко это не устраивает по личной причине. Она проста: он привык царить и повелевать, а не «шуршать». И в отличие от Трампа, который тоже любит публично поругаться со СМИ, после лукашенковской ругани типографии закрывают избушку на клюшку, а к журналистам в гости является маски-шоу.
Президент Беларуси искренен, когда вновь и вновь добивается от президента России расправы с неугодными телеграм-каналами и медиа – и не понимает, почему этого не происходит. Вернее, не хочет понимать, а расценивает это как соучастие Путина в информационных диверсиях. Для Лукашенко нет проблем просто взять блогера за шиворот и заткнуть его в кутузку на любой срок: был бы человек, а статья найдется.
Лукашенко не хочет интеграции потому, что это сильно ограничит его власть в республике. Он не желает миндальничать с журналистами, рассусоливать с политическими партиями и искать управу на олигархов. Ему привычнее тупо спустить с поводка КГК, КГБ или МВД, не таясь дать приказ о возбуждении уголовного дела – и вот поляна уже зачищена.
Именно личный волюнтаризм он и имеет в виду, когда провозглашает лозунги о суверенитете, которому якобы угрожает интеграция.
И именно поэтому так противится унификации законов и появлению реальных наднациональных органов управления.