Проголосовав за объявление 2021 года Годом «лесного брата» Юозаса Лукши по кличке Даумантас, 91 депутат Сейма Литвы цинично обманул себя и своих избирателей. Новообращенный национальный герой не был ни «лидером сопротивления советским оккупантам», ни «одним из важнейших борцов за свободу Литвы…
// eadaily.com
Нового «героя» Литвы убили свои — выстрелом в спину, как собаку
(сабж на фото в центре. Остальные - также "лесные братья")
Проголосовав за объявление 2021 года Годом «лесного брата» Юозаса Лукши по кличке Даумантас, 91 депутат Сейма Литвы цинично обманул себя и своих избирателей. Новообращенный национальный герой не был ни «лидером сопротивления советским оккупантам», ни «одним из важнейших борцов за свободу Литвы, защитником независимости, человеком слова и клятвы», как его характеризовали парламентарии, инициировавшие эту законотворческую инициативу.
Например, отпетая русофобка Радвиле Моркунайте с трибуны парламента высокопарно и пафосно заявила:
«Знаем Лукшу как смелого бойца и чуткого человека. Он — пример нынешним силовикам и специальным подразделениям. Он выполнял особые задания, дважды прорывался через железный занавес, в течение всей жизни интересы государства ставил выше личных. Он воевал за нашу свободу».
Однако, например, литовским евреям Лукша помнится активным участником Холокоста. Вот что о садисте и убийце рассказывал охотник за военными преступниками подполковник (в послевоенные годы — капитан) КГБ Нахман Душанский:
«Впервые Лукша обратил на себя внимание органов НКВД сразу после освобождения Литвы от немцев. Он присутствовал на встрече каунасских студентов с приехавшим из Москвы писателем и главным сталинским публицистом Ильей Эренбургом и там передал гостю записку с текстом „Сталин и Гитлер — оккупанты Литвы“.
Кто-то из присутствовавших сразу узнал в Лукше одного из тех студентов, которые 23−25/6/1941 убивали ножами и забивали насмерть ломами каунасских евреев в центральном гараже компании Lietuvos ūkis (сокращенно — Lietūkis, Летукис. — EADaily). После того как полсотни евреев были уничтожены, молодой мужчина отложил в сторону лом, пошел за аккордеоном и взобрался на тела убитых. Он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, было невероятным — после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его».
Этот гараж навечно вписан в литовскую историю как ужаснейшая страница и символ Холокоста. Фамилия Лукши значится в списке из 400 литовских «лесных братьев», чьи руки по локоть в крови еврейских младенцев и детей. На этих основаниях еврейская община Литвы (ЕОЛ) направила в Сейм письменное обращение с призывом отказаться от решения объявить 2021 год Годом члена Литовского фронта активистов (LAF) Юозаса Лукши:
«Основанный в Берлине Литовский фронт активистов был заранее сформирован как союзник Германии, действующий в оккупированной Литве. Это была организация, не скрывающая своей антисемитской направленности, чем гордилась, а большинство ее членов были непосредственно причастны к преследованию и убийству евреев Литвы».
Обращение к парламентариям подписал даже директор американского еврейского комитета раввин Эндрю Бейкер. В ЕОЛ неоднократно отмечали — героизируя пособников нацистов и участников Холокоста, в Литве тем самым пытаются полностью пересмотреть исторический контекст уничтожения евреев.
На этом фоне фигура послевоенного бандита Лукши всплыла не случайно. Осенью 2019 года президент Гитанас Науседа в Нью-Йорке пообещал Нийоле Браженайте-Лукшене-Паронетто, вдове Лукши, организовать поиски останков ее первого мужа. Юозас и Нийоле поженились в Париже в 1950 году, когда литовец тайно обучался во французской разведшколе — об этом факте открыто пишут литовские СМИ. Начать полевые работы помешала эпидемия коронавируса. Но можно не сомневаться — активные поиски стартуют весной 2021 года и окажутся плодотворными, а осенью кости перезахоронят с государственными почестями, как были недавно перезахоронены останки другого бандита, Адольфаса Раманаускаса. Кстати, Раманаускас-Ванагас попал в руки советских чекистов по вине Лукши, но об этом чуть позже.
В целом тема героизации гитлеровских преступников в Литве — животрепещущая и болезненная. Однако истинная позиция главы государства как морального авторитета совершенно непонятна. С одной стороны, он призывает к мораторию на любые подвижки в этой обоюдоострой исторической области. С другой — явно восхищается «лесными братьями». В интервью еженедельнику «Обзор» Науседа подчеркивает мудрость великого князя Гедимина:
«Религиозная и национальная терпимость была и остается отличительной чертой Литвы с тех времен, когда князь Гедиминас приглашал работать и творить в Вильнюсе [еврейских] купцов и ремесленников, предоставляя им соответствующие привилегии».
И тут же осуждает соотечественников, воевавших с убийцами евреев — немецкими оккупантами, их литовскими пособниками наподобие Юозаса Лукши:
«Много литовцев в советское время было среди членов истребительных батальонов (сражавшихся с „лесными братьями“. — EADaily), доносчиков, коллаборационистов».
К слову, ни президента, ни депутатов Сейма с членами правительства, ни политиков с историками не смущает тот факт, что Лукша стал диверсантом-террористом и нелегально работал на территории СССР в интересах Франции и США. Здесь мы опять даем слово Нахману Душанскому, не доверять которому нет никаких оснований:
«Диверсантом Лукша был никаким, особых боевых достижений за ним не числится. Он был просто жестоким убийцей. Он „всплыл“ в 1947 году в Стокгольме, а оттуда перебрался в Америку, где год обучался в разведшколе. Осенью 1949 года был заброшен в Литву через Лондон при участии английской разведки. „Холодная война“ была в самом разгаре, и наши бывшие союзники работали против СССР сообща.
Советский разведчик в Лондоне (сейчас можно уточнить: легендарный Ким Филби. — EADaily) предупредил Москву, что Лукша скоро должен появиться в Литве. Он со своей группой парашютистов высадился благополучно, но в Гарляве, под Каунасом, чекисты уже ждали. Приказ был „Взять живым любой ценой!“, поскольку Лукшу хотели предъявить потом в ООН, как доказательство шпионской и подрывной диверсионной деятельности англо-американских спецслужб против СССР.
И вроде все „шло как по маслу“, но когда до засады оставались считанные десятки метров, исполнявший роль проводника-связника завербованный „лесной брат“ по кличке „Йонукас“ застрелил Лукшу прямо на глазах у спецгруппы. Он оправдывался, мол, заметил, что Лукша вдруг насторожился, что-то заподозрил и стал доставать гранату, и он, опасаясь, что Лукша уйдет от засады, выстрелил в него упор, так как выбора не оставалось, все решали секунды».
Вот и все. Как в таких случаях говорил мой покойный дед, собаке — собачья смерть.
Тем читателям, кого заинтересовала история поимки начальника штаба «лесных братьев» Адольфаса Раманаускаса, сообщаем: Лукша привез с собой деньги в американской валюте. Сколько точно — неизвестно, но десятки тысяч долларов он передал Раманаускасу. Предполагалось, что рано или поздно люди Ванагаса или он сам засветятся у валютных менял в Вильнюсе и Каунасе, поскольку для нелегального существования и финансовой поддержки остатков подполья требовались советские деньги.
В дни Венгерского восстания Раманаускас был взят спецгруппой МГБ, захвачен вместе с женой Бируте и двумя телохранителями на квартире у каунасского валютчика. Была также задержана дочка Раманаускаса и его теща. Бандита судили в Минске и приговорили к расстрелу, его жене дали 5 лет за хранение оружия, а тещу и дочку оставили в покое, им разрешили поселиться в Каунасе.