В Молдавии случилось, казалось бы, невозможное: действующий президент Игорь Додон проиграл Майе Санду уже в первом туре (почти на четыре процента). Конечно, это еще не конец, предстоит еще второй тур, однако исход его не очевиден.
// eadaily.com
Та же ситуация с вопросом Приднестровья. Россия вплоть до резкого отказа Воронина подписывать «меморандум Козака» была уверена в том, что реинтеграция региона через федерализацию Молдовы и превращение ее в союзницу Москвы — вопрос решенный. Решение Воронина было как удар обухом по голове. После этого Россия фактически пустила дело на самотек, мол, договаривайтесь сами, мы только гарантируем безопасность. Воронин договариваться не стал, а вместо этого организовал блокаду региона.
Додон также сходу дал понять, что ни о какой федерализации и российской базе речи быть не может, что он сам все решит. Ну решай, видимо, сказали ему в Москве. Начал он хорошо, сразу же поехал в ПМР, провел конструктивные переговоры, позволившие решить ряд «бытовых» вопросов. Однако ключевой вопрос — о статусе региона так и остался за скобками. Ведь позиция Тирасполя полностью противоречила позиции Кишинева. Последний хотел «реинтеграции» региона в состав унитарного государства, а приднестровская сторона говорила: или так, как еще Козак задумал, или никак.
В общем, переговоры в итоге уперлись в непреодолимую стену. Сделать несколько действительно важных для жителей региона, но мелких в масштабах большой политике шагов Додону удалось, но главный вопрос остается нерешенным, и главное — никаких перспектив к его решению не проглядывается.
И у Санду тут позиция более выгодная. Она точно знает, как решить вопрос. Пусть непопулярными для большинства молдаван и абсолютно неприемлемыми для всех приднестровцев мерами (тут достаточно вспомнить, как ее сторонники просто не пускали жителей Левобережья на избирательные участки, чтобы те не проголосовали за Додона), но знает. У нее есть, пусть и спорный, но образ будущего. А у Додона его нет. И в этом он также проигрывает.
Да, силовой метод решения приднестровского конфликта непопулярен, но он понятен, и многие граждане Молдавии, уставшие от бесконечности проблемы, думаю, поддержали бы его при условии гарантированности успеха. Главное, чтобы это не превратилось в затяжную войну.
Оговорюсь: я вовсе не утверждаю, что Санду в случае победы сразу попытается силой вернуть регион. Однако, напомню, Россия не имеет с Приднестровьем границы, более того, между нами лежит враждебная Украина, которая в своих пропагандистских сказках давно воюет с Россией и не прочь погибнуть на «священной войне» с «москалями». Кроме того, очевидно, что на победу Санду и резкий разворот Молдавии на Запад на этом самом Западе сделали серьезную ставку, а значит, имеют далеко идущие планы.
А там, как знать… Россию обкладывают по периметру… Украина, Белоруссия, Киргизия, Карабах. Тут еще и в Грузии очередной политический кризис, грозящий обернуться сменой власти на более антироссийски настроенную. А что если вновь полыхнет Донбасс, к тому же война в Карабахе переместится на территорию Армении, что не позволит Москве просто наблюдать? Что если одновременно вспыхнут несколько конфликтов, требующие вмешательства, и в этот момент кто-то под шумок попытается «разморозить» Приднестровье»? По сути, совершить «блицкриг», уничтожив российскую группировку в ПМР можно за пару часов, а потом «извините, так получилось». Что тогда? Воевать по полной будем?
Ну, или можно установить нашей группировке и всему региону полную блокаду, опять же Россия силой будет прорывать ее, тем более, что «мировое сообщество» поддержит Кишинев, тыча в обязательства еще Ельцина вывести группировку?
В общем, вариантов тут масса — от просто плохого до катастрофического для нас. И винить в этом Воронина, Додона или еще кого не стоит. Нужно было участвовать в политических процессах в соседних странах, не ограничиваясь ставкой на тех или иных политиков, которые оказываются в итоге или политическими импотентами, или предателями.
Подробнее:
Выборы в Молдавии и Приднестровье: наступаем на те же грабли? — Новости политики, Новости России — EADaily