Буквально на днях глава Счётной палаты Алексей Кудрин на всю страну объявил, что бедность стала для России позором и даже может привести к социальному взрыву. Вице-премьер Татьяна Голикова недавно напомнила, что 51% многодетных семей проживает за чертой бедности.
Екатерина Барова, АиФ.ru: — Кудрин говорит, что за чертой бедности в России живут 12,5 миллиона человек, и прогнозирует социальный взрыв. Голикова рапортует, что, наоборот, уже аж 400 тысяч можно вычеркивать из этой печальной статистики. Кому верить?
Никита Исаев: — Хорошо, что об этом стали говорить публично. Однако даже самые пессимистичные заявления чиновников не отражают реальной картины происходящего. Ведь как считают бедных? Малоимущими людей признают только в том случае, если их доходы не дотягивают до прожиточного минимума: это 11 655 рублей в месяц для трудоспособного населения. Из этих денег нужно оплачивать обязательные услуги ЖКХ, покупать продукты, одежду и прочие необходимые вещи. То есть официально к бедным у нас относятся не просто бедные, а по-настоящему нищие люди.
Опросы Росстата показывают, что 48,2% россиян денег хватает только на еду и одежду, более половины семей не могут позволить необходимую обувь по сезону. Разве это не бедность? Даже консервативные и научно обоснованные подсчёты РАНХиГС, основанные на «методе лишений» (выявляет, что семья не может себе позволить) показывают, что в стране не 19 млн, а 35 млн бедных. Это колоссальное число, и оно куда ближе к реальности. Я лично посещал регионы от Калининграда до Сахалина и могу с уверенностью заявить, что бедность повсеместна. Люди в буквальном смысле моются в корытах, чтобы экономить воду, и это отнюдь не оборот речи!
Бедные в России — это не только тунеядцы. Это может быть, например, семья с тремя детьми и зарплатой взрослого в полтора раза больше средней по региону.
— По официальной статистике, средний доход 10% самых обездоленных и 10% самых состоятельных жителей России отличается в 15–16 раз. И за последние пять лет чувство несправедливости у многих усилилось. Почему?
— Потому что в результате недавнего кризиса бедные потеряли надежду на лучшую жизнь, представители среднего класса стали беднее, а богатые увеличили свои состояния несмотря ни на что. Люди видят такое и недоумевают. Ведь все высокооплачиваемые менеджеры и чиновники не могут обеспечить экономике страны рост выше 1,5% в год! Почему они рассуждают о том, что в России низкая производительность труда, а сами не могут дать нужный результат? Почему они начинают реформы, требующие затягивать пояса, а сами покупают роскошные квартиры и виллы? К тому же есть с чем сравнить. В Европе низкооплачиваемые по европейским стандартам работники вообще не платят подоходный налог (в Норвегии в 2020 г. — с суммы до 15 067 крон, или 110 тыс. руб., в месяц), а самые высокие заработки и спекулятивные доходы облагаются НДФЛ по ставкам в 40–60%.
— Однако неравенство стимулирует конкуренцию, даёт важные ориентиры — к чему стремиться, чтобы стать успешнее, совершеннее. Разве не так?
— Всё должно быть в меру. Человек не должен превращаться ни в животное, погибающее от голода, ни в паразита, умирающего от обжорства. Общественное признание и высокая оценка большого таланта (в том числе материальная) — это одно. Такое неравенство возможно и необходимо для развития общества. Но неравенство, связанное с присвоением прибавочной стоимости, а особенно ренты, и финансовыми спекуляциями, тормозит развитие, уводит в сторону от прогресса.
— Чем это опасно?
— Люди каждый день убеждаются: от трудов праведных не наживёшь палат каменных. И те, что не имеют социальной защиты, не видят перспективы, инстинктивно начинают искать сильную руку, на которую можно опереться. Падает ценность труда и человека труда, личной предпринимательской инициативы и реальных демократических свобод. Расширяется база для усиления национализма, фашизма, религиозного фундаментализма и мракобесов всех мастей. Мир рискует зайти в тупик, из которого, как 100 лет назад, будет только один выход — революция. Если её движущей силой будут учителя и инженеры, рабочие и врачи — она будет по преимуществу созидательной. А если лопнет терпение у безработных, временно занятых и других людей с неустойчивым социальным положением, то это будет бунт, чреватый новым фашизмом.
— У либералов есть любимый лозунг: нет бедных, есть ленивые. Но у историй успеха тридцатилетней давности сегодня мало шансов на повторение. Если человек, вступающий в жизнь, погружен в загнивающее болото, он из него может вырваться только чудом. Он для этого должен быть супергероем круче, чем Шварценеггер.
— А ещё говорят: лучше дать человеку не рыбу, а удочку, и он сам себе рыбки наловит.
— И это миф. Современный капитализм — это не тот первозданный мир, в морях и реках которого изобилие «рыбы». Все водоёмы поделены между собственниками и чиновниками, и за их ресурсы идёт жёсткая конкуренция. А хорошая «удочка» — дорогое приспособление.
Бедные в России — это не только тунеядцы. Это может быть, например, семья с тремя детьми и зарплатой взрослого в полтора раза больше средней по региону.
Внесением изменений в отдельные статьи Конституции власти не ограничатся. России предстоит масштабное и качественное изменение всей законодательной базы, заявил Путин.
«Было очевидно, что если граждане поддержат поправки, потребуется серьёзная масштабная законотворческая работа. И этот момент настал», - обратился Путин к рабочей группе, куда помимо депутатов и сенаторов вошли атаман российского казачества Николай Долуда, пианист Денис Мацуев и двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.
Изменения в стране, по словам президента, «затрагивают каждого».
Госдума начнет безотлагательно работать над принятием новых законов для реализации поправок, заявил спикер нижней палаты Вячеслав Володин. «Крайне важно», добавил он, чтобы стандарты обновленной Конституции «стали для нас нормой жизни».
Законотворчество в Думе начнется «практически с сегодняшнего дня», сообщил Володин: ради этого депутатам придется отказаться от отпуска.
«Тот, кто взял на себя обязанности депутата, политика, должен понимать: у политика, у депутата отпусков не бывает, это все условности, - пояснил Володин. - Депутаты у нас ответственные, надеюсь, что все они понимают, что сейчас надо работать над новыми законами».
Потребуется изменить около 100 конституционных и федеральных законов, рассказал заявил председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.
Под пересмотр попадут пять сфер, рассказал он. Первая - это социальные гарантии, пенсии, поддержка института семьи, вопросы образования; вторая - это здравоохранение, наука и культура; третья - это законы о публичной власти, вопросы муниципальной и государственной службы, законодательство о выборах.
Четвёртый блок - это оборона и безопасность, неприкосновенность территории; пятый - законы, касающиеся бизнеса, предпринимательства, права собственности и развитие институтов гражданского общества.
Рубль возобновил падение на Московской бирже в пятницу на фоне резкого сокращения предложения валюты и распродажи на рынке российского госдолга, для которого первая неделя июля стала худшей с марта.
На 15.22 мск доллар дорожает на 87 копеек, или 1,22%, до 71,41 рубля, а ранее в ходе сессии курс достигал отметки 71,57 - максимальной с 25 мая.
Евро закрепился выше 80 рублей. Сделки с расчетом «завтра» заключаются по 80,1625 рубля за евро - с ростом курса на 83 копейки, или 1,05% относительно четверга.
Рубль падает, обновляя минимумы более чем за месяц, по мере того как желающих продать валюту на МосБирже становится все меньше.
Положение о Следственном комитете изменено указом Президента России. Основные задачи ведомства расширены за счет подпункта 3.1: «Организация и производство в судебно-экспертном учреждении Следственного комитета судебных экспертиз, назначенных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации». Теперь экспертизы по медицинским делам для следователей СКР смогут проводить эксперты СКР.
Президент России указом № 442 от 01.07.2020 поставил точку в споре между Следственным комитетом и Генеральной прокуратурой о допустимости проведения экспертиз экспертами СКР. Генпрокуратура возражала против этой практики, указывая, что эксперт не должен быть зависимым от стороны по делу и что данная компетенция комитета не закреплена законодательно. Теперь формальное препятствие устранено. Текст указа опубликован на портале правовой информации.
«Тихо и незаметно завершилась долгая борьба Александра Бастрыкина за собственных подручных экспертов, – прокомментировал на своей странице в Facebook вступление в силу приказа управляющий партнер Центра правовой помощи «Статус» Алексей Федяров. – Должности экспертов в СКР ввели давно, но Генеральная прокуратура с этим боролась: законом эта компетенция СКР не была закреплена. Были и решения коллегий, и информационные письма, прокурорам запрещали признавать эти экспертизы допустимыми».
12 марта 2019 года на рассмотрение Федерального собрания был внесен президентский законопроект о наделении СКР экспертными полномочиями. Уже 26 июля президент подписал закон. Фактически Следственный комитет получил право проводить любые судебные экспертизы, поясняет Федяров. Сейчас это закрепили изменением в Положении.
«Поздравляю, у нас новые эксперты в погонах, совершенно официальные, подчиняющиеся одному со следователями руководству, – подытожил Федяров. – Медикам с учетом отношения к ним председателя СКР стоит задуматься. Экспертизы по ятрогенным делам теперь в безусловно процессуальных рамках будут для следователей СКР проводить эксперты СКР».
Управляющий Центром медицинского права Алексей Панов полагает, что такое положение вещей приведет к росту спроса со стороны врачей на заключения специалистов негосударственных экспертных учреждений (стоимость 50–150 тыс. руб.).