Теперь по АМ-34 - Проектирование закончено в марте 1931 года. Первый опытный двигатель, изготовленный заводом № 26 в Рыбинске, вышел на испытания 21 сентября 1931 года (с импортными карбюраторами и магнето).
Климов как раз активное участие принимал приемке и освоении БМВ-6, под индексом М-17.
Так вот, баварцы сидели в заднице и делали даже тормоза для поездов чтобы выжить. Разумеется предложение от СССР было им интересно. Два экземпляра БМВ-6 в 1925 году заказали и испытали на стендах НАМИ. Сам Климов мотался в Германию для знакомства с производством. И БМВ была сравнительно молодой хотя уже имеющей опыт в военных заказах. Так вот что было на месте:
Здесь Владимир Яковлевич имел возможность не только критически изучить производство и постичь особенности контроля за выпуском авиамоторов на всех стадиях их создания, но и подробно углубиться в изучение материалов, термообработку, литье и микроанализ сталей. Шанс такого проникновения в детали технологии производства, наверное, был бы невозможен, если б у Климова не возникли сомнения в качестве металлов, применяемых в выпуске моторов BMW VI. В серийном двигателе беспокоил слабый коленчатый вал. Фирма, убеждая комиссию в полнейшей надежности машины, давила, настаивала на коротких, десятичасовых, испытаниях вместо более объективных пятидесятичасовых. Климов выбрал из представленных двигателей один, показавшийся ему подозрительным по качеству, и велел поставить на испытательный стенд. Через восемь часов хода коленвал мотора лопнул. Следующий мотор развалился через тридцать часов беспрерывной гонки. Представители BMW согласились поменять валы и дать запасные. Владимир Яковлевич, внимательно изучив характер повреждений и их причины, указал на неудовлетворительные качества материала. Признали. Проанализировав данные, Климов попросил
дать ему возможность познакомиться с проведением государственных испытаний в Германии. Побывал в лаборатории DFL, наблюдал деятельность всех авиационных заводов Юнкерса и Сименса, оценил производство поковок на металлургических заводах Крупа в Руре. В итоге дал им ряд предложений по усовершенствованию технологии, порекомендовав изменить методы заливки подшипников, контроля диаметра цилиндров,термообработки кулачных валов. Немцы эти экспертные советы восприняли по‑деловому: ввели в производство.
И далее договор был заключен 10 октября 1927 года.
В Советском Союзе мотор BMW VI получил наименование М-17. Его производство было решено основать на рыбинском заводе ГАЗ №6 Авиатреста, который с 1928 года получил новую номерную индексацию: завод №26. Задержка в запуске серии возникла из‑за долгой бездеятельности предприятия.
Первые М-17 здесь собрали только весной 1930 года, использовав ввозные коленвалы, карбюраторы, бензонасосы, магнето, свечи и даже проводку. По результатам климовских испытаний на серийных моторах ставили не родные карбюраторы, а французскую систему типа Zenith 60DCJ. Немецкая сторона корректно присылала информацию о работе над совершенствованием мотора.
Так вот - первый АМ-34 вышел на испытания 21 сентября 1931 года
Волокита со сборкой V-образного двигателя, тиски времени вынудили «Кулибина» пойти ва-банк: блок цилиндров и картер позаимствовали у БМВ. «Ход конём» сократит срок изготовления, сборки, испытаний, наладки в аккурат на три месяца.
Ага... на основе
Трюк Микулина позволил ему
сурово выиграть время и унифицировать производство с лицензионным М-17. Причем с ним он был знаком еще по опытным образцам в НАМИ. А вот силовая схема АМ-34 - совсем другая, клапанная система - другая.