Реклама Google — средство выживания форумов :)
имеются в виду кадры-атомщики из РФ/СССР, потому я и понял, что ты про тот эксперимент.Bredonosec>> У России есть технологии, кадры
Monya> Вопрос, кадры то остались?
ahs> Вспоминая, что творили эти кадры ранее, лучше понадеяться, что своруют мозги из Франции и Ю.Кореи.
На территории комплекса находится 177 могильников для жидких высокоактивных отходов общим объёмом 204 тыс. м³[3]. Расчётный срок службы могильников (20-25 лет) давно истёк. По оценкам 2013 года, около 2 % отходов уже попали в окружающую среду по причине неконтролируемых утечек из могильников[8][9]. Чтобы представить масштаб полигона в Хэнфорде, достаточно сравнить его с аналогичным советским полигоном под Озёрском, где после взрыва 300 кубометров жидких РАО 29 сентября 1957 года (Кыштымская авария) радиоактивный след протянулся на 300-350 км на северо-восток, были отселены 12 тысяч человек из 23 деревень, имущество и скот уничтожены на месте, в ликвидационных работах участвовали сотни тысяч человек. С 1968 года затронутый катастрофой участок вошёл в состав Восточно-Уральского государственного заповедника, доступ людей туда ограничен до сих пор[5].
Окончание строительства завода по переработке жидких отходов в Хэмфорде предполагалось не ранее 2019 года[8], затем начало работы комплекса WTP, Waste Treatment and Immobilization Plant, перенесено на 2022 год, однако МЭ США в 2014 году сообщило, что «точная дата пуска WTP не может быть названа из-за технических неопределенностей». Задержка вышла с технологией витрификации (остекловывания) жидких РАО высокой радиоактивности (низко- и среднеактивные жидкие отходы американцы перерабатывают цементированием).
На разработку этой технологии бюджет США ежегодно тратит около полумиллиарда долларов, столько же стоит содержание полигона в Хэнфорде.
С 1993 года на освоение витризации потрачено 9,5 миллиардов долларов, однако ни одного литра высокоактивных атомных отходов (ВАО) так и не переработано[5]. Однако представлена программа компьютерного моделирования процесса в формате 3D. Периодически американские специалисты посещаютроссийский завод «Маяк», где витризация ВАО освоена еще в 1987 году.
Обрушение тоннеля 9 мая 2017 года
9 мая 2017 года в Хэнфордском комплексе было объявлено чрезвычайное положение в связи с обрушением насыпи над одним из двух подземных железнодорожных тоннелей, где хранятся вагоны, нагруженные оборудованием, загрязнённым при производстве плутония, и промышленными отходами плутониевого завода и некоторых других лабораторий Хэнфорда. Они загрязнены как по изотопам плутония и америция, так и по изотопам 137Cs и 90Sr. Кроме того, в отходах присутствуют барий, кадмий, хром, свинец, ртуть, серебро и соли серебра, масла и другие вещества. Суммарную активность приблизительно оценивают в 20-30 тысяч кюри в тоннеле № 1, в тоннеле № 2 — более 500 тысяч кюри.
Вначале уровень опасности на объекте был объявлен на уровне «Alert» (Внимание!), что значит отсутствие угрозы для персонала, не находящегося вблизи места инцидента. Спустя несколько часов происшествие переклассифицировали на «Site Area Emergency» (чрезвычайная ситуация на площадке): опасность локализована, однако представляет угрозу персоналу, находящемуся на объекте. Часть работников была временно эвакуирована.
По результатам измерений было установлено, что выброса радиоактивных веществ не произошло. 10 мая 2017 года провал в насыпи засыпали, используя строительную технику. Рабочие были снабжены средствами индивидуальной защиты (спецодеждой, воздушными фильтрами), поливальная машина прибивала поднимавшуюся пыль.
Масштаб бедствия неизвестен
К 2005 году должна была завершиться перекачка жидких ядерных отходов из одинарных баков SST в двойные DST, однако Министерство энергетики США в своём отчёте признало, что сделать это не удалось, и «в части баков невозможно установить точное содержание жидкой фракции по разнообразным причинам». Отчёт гласит, что на сегодня МЭ способно учитывать количество жидких фракций только в 28 баках DST и что-то знает про то, что хранится в баках SST, причём в период с 1959 по настоящее время в землю попало порядка 4’000 кубометров жидких РАО. Примерно по 100 тысяч кубометров жидких РАО находятся в баках DST и SST.
В 2003 году стартовал второй этап замены SST на DST — перемещение осадков. По состоянию на 2014 год удалось освободить только 12 SST и конца не видно.
Начиная с 1980-х годов фиксируются факты попадания в баки SST дождевой воды и талого снега (Хэмфорд находится в штате Вашингтон, на границе с Канадой). В некоторых случаях вода из внешних источников перекрывает утечки. Фиксируются случаи попадания талых и дождевых вод между стальными стенками корпусов DST, с разбросом в течение года от 40 литров до 7’500 литров. В требованиях МЭ США к условиям «временной стабилизации» РАО (или хранению в баках), не описаны действия на случай, если бак протекает. До сих пор точно не выявлены и точные причины возникновения коррозии и протечек, сотрудники Хэнфорда оперируют гипотезами и предположениями