Акерлоф,Шиллер, "Spiritus Animalis, или КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЯЕТ ЭКОНОМИКОЙ И ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО ДЛЯ МИРОВОГО КАПИТАЛИЗМА" (2009, русский перевод 2010)
Через два года после того, как Мартин Лютер Кинг произнес эти
слова, белые американцы наконец признали, что на протяжении всей
американской истории со времен первых поселенцев в Джеймстау-
не между законами для черных и законами для белых существовала
огромная пропасть298. Конгресс принял закон об избирательных пра-
вах, и афроамериканцы получили реальное право голоса на Юге.
Сегрегация в любых ее проявлениях была запрещена. Дискрими-
нация при трудоустройстве на основании «расы, цвета, религии, пола
или национальной принадлежности» стала незаконной.
Начался даже такой процесс, как «позитивная дискриминация»299,
отголоски которой мы ощущаем и поныне. Наконец появилась на-
дежда, что расовые барьеры, всегда бывшие «величайшей дилеммой
Америки», будут, наконец, преодолены300.
Предвидеть все эти перемены мог действительно только мечта-
тель. Но вряд ли кто смог бы предсказать, что произойдет спустя 46
лет. Разделение между черными и белыми не исчезло, а только пре-
образилось. В исполнение мечты Кинга появился многочисленный и
растущий черный средний класс. Сегодня более половины афроаме-
риканцев имеют доход, вдвое превышающий уровень бедности. Это
один из общепринятых признаков среднего класса. Но при этом среди
черного населения сохраняется высокий уровень бедности. В 2006 г.
он составлял 23,6%, а это втрое выше, чем у белых. Безработных сре-
ди черных по-прежнему больше, чем среди белых301.
Статистика убедительна, но она не полностью отражает реаль-
ность. Проблемы беднейших афроамериканцев не ограничиваются
бедностью. Они включают чрезвычайно высокий уровень преступ-
ности, распространение алкогольной и наркотической зависимости,
большое число внебрачных детей, матерей-одиночек, а также силь-
ную зависимость от социальных пособий. Криминальная статисти-
ка указывает, что и преступность значительно распространена среди
афроамериканцев. Так, около 7 , 9% черных мужчин в возрасте от 18
до 64 лет находятся в местных или федеральных тюрьмах302. Этот по-
казатель превышает аналогичный для белых в восемь раз303. Как это
ни ужасно, шансы чернокожего юноши хоть раз в жизни оказаться в
тюрьме превышают 25% - и эта цифра не включает предварительно-
го заключения304. Мы можем привести сходные цифры для коренных
американцев (индейцев), которые по большинству показателей оказы-
ваются в еще более бедственном положении, чем афроамериканцы.
Решение этих проблем - самая неотложная задача, стоящая перед
Америкой. Более того, мы считаем ее настолько важной, что ни одна
книга по макроэкономике не будет полной без их обсуждения. Как
мы убедимся, стойкости этой проблемы способствуют два элемента
иррационального начала: любовь к историям и стремление к справед-
ливости.
Быть черным
Значительные макроэкономические события обычно раскачивают все
лодки. Например, когда уровень безработицы меняется на один-два
процента, это сказывается на занятости для всех слоев общества: мо-
лодых, старых, мужчин, женщин, белых, черных, латиноамериканцев.
В удачный для Уолл-стрит год редко у какой компании падает курс ак-
ций, а в неудачный — мало у кого повышается. Между тем расслоение
афроамериканского населения - с одной стороны, успешный средний
класс, черные президент, два госсекретаря и генеральный прокурор
США, а также множество менеджеров высшего звена, а с другой —
более 800 тысяч осужденных преступников, отбывающих срок, — это
явление, выпадающее из общего ряда305. Оно требует объяснений.
Почему они оказались за бортом
Социальные психологи в лабораторных условиях показали: барьеры
между представителями разных групп создаются очень легко. Мы
проявляем благосклонность к «своим» и чувствуем неприязнь к «чу-
жим». В одном из классических экспериментов испытуемые были
разделены на группы в зависимости от того, на четное или нечетное
число приходится их день рождения. Но, даже несмотря на явную
формальность такого критерия, представители обеих групп потакали
«своим» и с предубеждением относились к «чужим»306. О таком разде-
лении писал и детский писатель Доктор Сьюс, рассказавший историю
про войну между теми, кто ест хлеб маслом вверх, и любителями есть
хлеб маслом вниз307.
Если в лабораторных условиях такие «группы по интересам» созда-
ются с легкостью, нет ничего удивительного в том, что после четырех
столетий расизма белые и черные американцы относятся друг к другу
подобным образом. Эти предубеждения связаны с двумя вышеупомя-
нутыми аспектами иррационального начала.
Само разделение людей на «своих» и «чужих» происходит под воз-
действием склонности сочинять истории. Это, в свою очередь, при-
водит к возникновению четких представлений о том, что такое спра-
ведливость — по отношению к «своим» и «чужим».
Такое разделение - главный вопрос для каждого афроамерикан-
ца308. Чернокожие вынуждены преодолевать психологические и ма-
териальные трудности экономической системы, которую они не вы-
бирали и которую считают несправедливой. Почитайте биографию
любого афроамериканца - эти вопросы неизбежно окажутся в центре
внимания.
В книге «Достоинство рабочего человека» социолога Мишель Ла-
мон рассказывается о том, как это сказывается на реальной жизни309.
Ламон провела опрос черных и белых мужчин, принадлежащих к
рабочему классу. Ее интересовало в точности то же, что и нас — она
хотела узнать их истории. Что побуждает их, например, вставать по
утрам и идти на работу? Как выяснилось, все ее собеседники мало со-
ответствуют идеалам американского общества. Зарабатывают они не-
много, особым уважением общества не пользуются. Поэтому, чтобы
сохранять чувство собственного достоинства, выполнять тяжелую и
ответственную работу за столь малое вознаграждение, у них должно
быть особенное мировоззрение.
Конечно, не все белые и не все черные рабочие говорили одно и
то же; вариации были весьма значительны. И все же Ламон выделила
некую типовую историю, описывающую представления этой группы
о самой себе.
Для белых мир - весьма суровое место, где царит жесткая конку-
ренция. Но капитализм — лучшая из всех возможных систем, и они
занимают в ней свою нишу. Белые гордятся тем, что вносят свой неза-
висимый вклад в поддержание сложившегося порядка вещей. Несмо-
тря на все трудности, они могут позаботиться о себе и своих семьях, и
это наполняет их особой гордостью. Они сами несут ответственность
за свою судьбу, за свои успехи и неудачи. Кроме того, белые считают
себя лучше тех, кто находится выше них на социальной лестнице, по-
скольку больше пекутся о моральных ценностях и меньше — о день-
гах. В общем, они сами выбрали для себя такую жизнь. Поразительно,
но такое мироощущение совпадает с описанным Милтоном и Розой
Фридменами в книге «Свобода выбора»310.
У афроамериканцев история несколько иная. Как и белые, чер-
нокожие рабочие гордятся тем, что полагаются только на собствен-
ные силы. Но их обстоятельства намного тяжелее, чем у белых. Им
не просто сдали плохие карты за ломберным столом капитализма.
Белые склонны думать, что живут в справедливом обществе, а их
относительно низкий статус — следствие простого невезения или
сознательного выбора. Афроамериканцы свои неудачи неизбежно
видят как следствие принадлежности к «своим» в мире, где правят
«чужие». Награду в виде рабочих мест и зарплат раздают «чужие»,
а «свои» лишь пассивно их получают. Афроамериканцы вынуждены
еще больше, чем белые, полагаться на себя, поскольку им прихо-
дится сосуществовать и с «чужими», находясь в среде «своих». В
результате афроамериканцы более сплоченная группа, члены ко-
торой всегда готовы оказать друг другу помощь. В их понимании
неудачи — это не просто невезение в условиях, когда все равны, или
результат сознательного выбора. Это ключевой момент в представ-
лении чернокожих о себе.
В ходе опросов Ламон выяснила, что понятию расы большое вни-
мание уделяют не только черные, но и белые. Белые гордятся тем,
что всего добились сами, тем самым противопоставляя себя чер-
ным — в особенности тем из них, кто живет на социальные пособия.
Черные, в свою очередь, противопоставляют себя белым, которых
считают скупыми и несправедливыми. У каждой из сторон в этих
двух историях есть свое представление о том, как «свои» и «чужие»
должны себя вести.
Те, кто не справляется
Как видим, черному населению Америки сложнее, чем белому. Аф-
роамериканцам приходится действовать, имея на руках плохие карты
и преодолевая враждебность окружающего мира. Чтобы выдержать в
столь несправедливом мире, нужна психологическая защита. Между
тем Ламон изучала черных представителей рабочего класса, т. е. тех,
кто худо-бедно борется за свою жизнь. Но есть ведь еще и те, кто бо-
роться не хочет, — кто не справился и опустил руки.
В этнографических исследованиях, посвященных таким людям,
мы видим обратную сторону медали, показанной нам Ламон. В ее
представлении афроамериканский рабочий класс сохраняет достоин-
ство благодаря тому, что сдерживает эмоции. Те же, кто не справил-
ся, неспособны проделать эту психологическую работу. Они живут в
режиме постоянного эмоционального срыва. Это очень хорошо про-
демонстрировано в книге Элиота Лайбоу «Угол Толли», где описана
повседневная жизнь группы мужчин, околачивающихся возле заку-
сочной в одном из самых бедных районов Вашингтона311. Хотя на-
блюдения велись в начале 1960-х, они верны и для сегодняшнего дня.
Мы абсолютно уверены, что в этих этнографических очерках описана
типичная ситуация. В любом исследовании, посвященном жителям
крупных городов, отказавшимся от борьбы за свою жизнь, мы встре-
тим тот же набор эмоций. «Угол Толли» повествует о жизни Толли,
Морского Кота, Ричарда, Лероя и других многочисленных персо-
нажей. Больше всего в книге поражает то, что они постоянно испы-
тывают гнев. Лайбоу считает, что этот гнев вызван «общей унижен-
ностью». Он может возникнуть внезапно и по любой причине. Это
выражается в драках между друзьями, когда Толли и Ричард устраи-
вают поножовщину, после того как один обвинил другого в том, что
тот путается с его женой. В нежелании воспользоваться шансом: когда
Ричарду предлагают ремонтировать дом агента по недвижимости, он
не заполняет необходимые документы. В разрушении семьи или от-
казе от долгосрочных отношений. Так, лишившись работы, Ричард
бурно ссорится со своей женой Ширли. Зная, что он не в состоянии
содержать семью, Ричард предпочитает удалиться «на угол», чтобы за-
лизывать раны в обществе таких же неудачников, поскольку семья бу-
дет служить ему постоянным напоминанием о его несостоятельности.
Лерой тоже выгоняет жену из дома. Гнев выражается и в уходе с рабо-
ты. Например, Ричард предпочитает поспать вместо того, чтобы над-
рываться на стройке, потому что сыт этим по горло. А Морской Кот,
у которого начинается роман с двадцатипятилетней вдовой Глорией,
унаследовавшей кое-какую недвижимость и деньги по страховке, не в
состоянии смирить уязвленную гордость, когда становится известно,
что он попал в автомобильную аварию в обществе другой женщины.
Морской Кот отправляется к Глории, чтобы примириться, но в ко-
нечном итоге возвращается на тот же угол, отвесив ей пощечину.
Во всех многочисленных книгах на эту тему можно встретить та-
кое же описание того, как сочетание примитивной работы, нищеты и
стремления к самоуважению порождают гнев. Эти настроения под-
держиваются, или санкционируется, окружающим обществом, в дан-
ном случае — компанией на углу. В результате человек внушает себе,
что не сдерживаться — нормально.
Все это хорошо известно и в точности соответствует основным вы-
водам работ по афроамериканской тематике, принадлежащим перу
выдающихся ученых, среди которых Элайджа Андерсон, Уильям Эд-
вард Бергхардт Дюбуа, Уильям Генри Гейтс, Гленн Лаури, Ли Рейнуо-
тер, Уильям Джулиус Уилсон и многие другие. Мы можем показать
точные места в произведениях каждого из них, в которых излагается
то же, что мы говорим здесь.
Подобные истории можно рассказать и о разнице поведения муж-
чин и женщин, о том, почему люди опускают руки (плохая успевае-
мость в школе, связь с уличными бандами, зависимость от алкоголя и
наркотиков, ранняя беременность и т. д.). Такие ситуации настолько
распространены, что всегда находят свое отражение во всех детальных
описаниях жизни тех афроамериканцев, которые не относятся ни к
среднему, ни к рабочему классу.
Приведенная выше интерпретация позволяет объяснить неожи-
данное разделение, начавшееся среди афроамериканцев сразу после за-
вершения эпохи борьбы за гражданские права. До этого каждый чер-
ный житель США знал, что к нему относятся несправедливо, а белые
в массе своей этого не замечали. «Цветовой барьер» для афроамери-
канцев был незыблемым и неизменным, словно звезды в небе. Какой
бы несправедливой ни была система, отрицать ее было немыслимо,
почти самоубийственно. Но затем мир изменился, и белые признали
несправедливость. Теперь это часть официальной американской исто-
рии, о ней вспоминают в день Мартина Лютера Кинга, рассказывают
в школах во время месячника афроамериканской истории. У черных
появились новые возможности, и некоторые не преминули ими вос-
пользоваться.
Но теперь стало гораздо сложнее игнорировать - или, точнее, по-
давлять в себе — чувство несправедливости.
Когда история о притеснениях прошлого была извлечена на свет и
стала общеизвестной, это только усилило ощущение несправедливо-
сти в настоящем. И далеко не все смогли воспользоваться появивши-
мися новыми возможностями312.
Как излечиться
Наша интерпретация во многом отражает общепринятые поло-
жения социологии и исследований чернокожего населения Америки.
В экономических терминах это выражается в том, что афроамерикан-
цы беднее, потому что у них мало навыков и финансовых активов и
они подвергаются дискриминации. Но к этому следует добавить не-
маловажную деталь: роль историй, противостояние между «своими»
и «чужими», стремление к самоуважению и справедливости. Таким
образом, мы вновь возвращаемся к теме иррационального начала.
Подобная трактовка позволяет решить многие из проблем, с ко-
торыми сталкиваются афроамериканцы. Мы исходим из того, что
афроамериканцы отличаются от других иммигрантов, которые само-
стоятельно сумели вырваться из бедности и достичь высоких доходов
и уважения.
У черных в Америке другая история - история неравенства и не-
справедливости. Конечно, у всех групп иммигрантов есть свои исто-
рии про дискриминацию, но афроамериканцы и коренное население
подвергались особенно тяжелому угнетению. Скажем, положение
выходцев из Латинской Америки сильно отличается от положения
афроамериканцев. Безработица среди латиноамериканцев в возрасте
25—34 лет примерно такая же, как среди белых. Без учета находящих-
ся в заключении, ее уровень составляет около 10%. Напротив, у аф-
роамериканцев он приближается к 25%313.
Груз прошлого, представления о справедливости и истории по-
зволяют понять, что бедность среди черных и коренных американцев
не была их личным выбором. В своем непростом положении они ока-
зались не только потому, что у них не было ресурсов, но и потому, что
они больше других делили общество на «своих» и «чужих». К тому же
коренное и черное население Америки давно живет с историей про
то, как его эксплуатировали. Представление о «своих» и «чужих» было
распространено также и среди белых, и оно остается частью повсед-
невной реальности. Все это приводит к тому, что афроамериканцы
по-прежнему остаются бедными.
Так как же это исправить? В 1990-е велось активное обсуждение
позитивной дискриминации. Почти одновременно вышли две очень
важные книги с диаметрально противоположными выводами. Эби-
гайл и Стивен Тернстремы написали исчерпывающую историю пози-
тивной дискриминации и того, как эта практика выросла из движения
за гражданские права314. У них есть все основания гордиться как свои-
ми историческими изысканиями, так и статистическим анализом. Но
Тернстремы не стали изучать этнографические очерки, не включив
в свою книгу рассказы, подобные истории про Морского Кота, Тол-
ли, Ричарда и Лероя. Они не приняли в расчет те эмоции, о которых
говорится в таких очерках. А ведь именно эти абсолютно неизбеж-
ные эмоции и являются главным доводом в пользу позитивной дис-
криминации. В противоположность Тернстремам журналист Дэвид
Шиплер собрал в своей книге «Страна чужаков: черные и белые в
Америке» множество высказываний афроамериканцев о самих себе и
об этой стране315 и пришел к выводу, что пропасть между «своими»
и «чужими» существует. А значит, позитивная дискриминация может
сыграть большую роль в ее преодолении.
В первую очередь, важно символическое значение такого подхода.
Позитивная дискриминация продемонстрирует, что черные небезраз-
личны белым и что Америка больше не разделена на две независимые
страны. Мы признаем, что позитивную дискриминацию крайне слож-
но осуществлять на практике и что она нарушает принцип справедли-
вости. Но это уже второстепенные вопросы по сравнению с возмож-
ностью послать всем афроамериканцам сигнал: «У нас все получится,
вы нам не безразличны»316.
316 Гленн Лаури (Glenn Loury 1995) считает, что позитивная дискриминация может
иметь и противоположный эффект: она может обострить у черных чувство соб-
ственной отчужденности и побудить их считать себя изгоями, даже когда они
добиваются результатов не худших, чем белые.
Противники этой меры, в том числе Тернстремы, утверждают, что
позитивная дискриминация - это ошибка. Они полагают, что число
представителей среднего класса среди черных растет, что государ-
ственные меры подобного рода будут неэффективными и что пробле-
ма различий между черными и белыми рынок решит самостоятельно.
Но они не понимают, что правительство может с помощью разных
точек взаимодействия влиять на афроамериканцев, чтобы переписать
историю про две разные Америки.
Самая очевидная такая точка - школы. К тому времени, когда
афроамериканские дети садятся за парту, они уже осознают себя как
представителей определенной общности и понимают, что между чер-
ными и белыми есть разница. Кроме того, среди них намного боль-
ше, чем среди белых, бедных и неблагополучных семей. Даже если
ребенок пришел в школу из полноценной семьи, но из бедного райо-
на, он наверняка уже не раз видел множество примеров неблагопо-
лучия — вспомним Толли и его друзей или статистические данные.
Далее, школы исповедуют ценности среднего класса. Даже в самых
лучших школах учителя любой расы очень опасаются беспорядков,
вызванных проблемами, с которыми они не в состоянии справиться.
А источником таких проблем могут быть сами школы.
В одном весьма проницательном исследовании средней школы в
Беркли, штат Калифорния, рассказывается о том, как учителя, опа-
саясь беспорядков, стали наказывать 12-13-летних детей из бедных
семей, когда те вели себя не так, как дети из семей среднего класса317.
Такой дифференцированный подход вызвал ощущение несправедли-
вости и озлобленность среди детей, сходные с чувствами Толли и его
приятелей.
...
Для афроамериканцев один из наиболее простых способов под-
няться на уровень среднего класса — это работа в государственном
учреждении. Поначалу они могли претендовать только на должность
школьного учителя, но, когда прекратилась сегрегация, им стала до-
ступна служба в вооруженных силах, в федеральном правительстве и
в правительствах штатов, а также, например, в больницах.
Одной из малоизвестных трагических ошибок администрации
Буша стал систематический вывод федеральных служащих низшего
звена за штат. В обычных обстоятельствах мы бы только приветство-
вали экономию средств налогоплательщиков. Но такой аутсорсинг
привел к непропорционально высокому сокращению вакансий для
афроамериканцев321.
...